судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
судей Ирышковой Т.В., Земцовой М.В.
при секретаре Кипкаевой К.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Андреевой И.Ю. на решение Тамалинского районного суда Пензенской области от 23 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Андреевой И.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамалинскому району Пензенской области удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамалинскому району Пензенской области включить Андреевой И.Ю. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:
- с 01.10.1993 года по 31.08.19994 года - период работы в должности учителя Тамалинской средней школы N Пензенской области;
- с 06.02.2012 года по 18.02.2012 года - период прохождения краткосрочных курсов повешения квалификации в ГАОУ ДПО " "данные изъяты"".
В остальной части исковых требований - отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Материалами дела установлено, что Андреева И.Ю. 29 августа 2014 года подала в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамалинскому району Пензенской области заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ-УПФР по Тамалинскому району N от 5 сентября 2014 года Андреевой И.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ.
Не согласившись с данным решением, Андреева И.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику, просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамалинскому району Пензенской области включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды: работы в должности старшей вожатой в Тамалинской средней школе N с 01.10.1993 года по 31.08.1994 года; работы в должности педагога-организатора в МОУ СОШ N р.п. Тамала с 01.09.2005 года по 31.08.2009 года; прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации в ГАОУ ДПО г. Пензы с отрывом от производства с 06.02.2012 года по 18.02.2012 года.
Тамалинский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Андреева И.А. просит решение суда изменить, принять по делу новое решение, которым включить в специальный стаж период ее работы в должности педагога-организатора в МОУ СОШ N р.п. Тамала с 01.09.2005 года по 31.08.2009 года и назначить ей пенсию с 29 августа 2014 года.
Считает, что при принятии судом решения об отказе в иске в этой части, суд не принял во внимание те обстоятельства, что занимая должность педагога - организатора она фактически выполняла функции воспитателя, то есть работы в должности, предусмотренной соответствующим Списком.
В заседании суда апелляционной инстанции истица Андреева И.Ю. и ее представитель Уточкина Е.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили удовлетворить иск в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Тамалинскому району Пензенской области по доверенности Найверт А.И. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность решения в пределах доводов жалоб (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, поименованы, в том числе, должность воспитателя. Должность педагога- организатора в списке не поименована.
Вывод суда об отказе в иске Андреевой И.Ю. в части включения в специальный стаж периода ее работы в должности педагога-организатора в МОУ СОШ N р.п. Тамала с 01.09.2005 года по 31.08.2009 года сделан судом правомерно, поскольку должность, занимаемая истицей не поименована пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Доводы апелляционной жалобы истицы о незаконности постановленного решения ввиду того, что в спорный период она фактически выполняла функции воспитателя, основаны на неверном толковании истицей положений действующего пенсионного законодательства.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года N 367, наряду с должностью "педагог-организатор" (код 25481) предусмотрена и должность "воспитатель" (код 20436) с определением соответствующих каждой должности функциональных обязанностей, при этом должность "воспитатель" поименована в указанном выше Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а наименование должности "педагог- организатор " - отсутствует.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, относится к компетенции Правительства РФ и само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается, действующее законодательство не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию должности, нежели той, в которой работал гражданин, в судебном порядке может быть установлена лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списком или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
На основании исследованных судом первой инстанции и перечисленных в решении первичных документов, а также должностных инструкций, сделан верный вывод о выполнении истицей в спорный период работы в МОУ СОШ N р.п. Тамала работы в должности педагога-организатора, не предусмотренной соответствующим Списком.
Перечисленным доказательствам, которые по мнению стороны истца свидетельствовали о подтверждении ею факта осуществления деятельности в должности и учреждении, предусмотренными соответствующими Списками, суд дал надлежащую оценку по правилась ст. 67 ГПК РФ, и по мнению судебной коллегии, правомерно не расценил как бесспорно подтверждающих данное обстоятельство, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Поскольку у Андреевой И.Ю. отсутствует специальный стаж, предусмотренный п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", судом было принято правильное решение об отказе в иске в части понуждения ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамалинского районного суда Пензенской области от 23 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреевой И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.