Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Потёминой Е.В.,
Судей Бурдюговского О.В., Мананниковой В.Н.,
При секретаре Потаповой О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. дело по апелляционной жалобе Танцырева А.А. на решение Каменского городского суда Пензенской области от 15 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Танцырева А.а. к администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании права на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета отказать,
УСТАНОВИЛА:
Танцырев А.А. обратился в суд с иском к администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании права на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, мотивируя свои требования тем, что он является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 16ФЗ "О ветеранах", проживает в жилом доме, который на праве собственности принадлежит Цареву Е. В., на условиях договора найма. ДД.ММ.ГГГГ Танцырев А.А. обратился в администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области с заявлением о постановке его на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий, которое было рассмотрено и удовлетворено с принятием постановления о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт. Летом 2014 года Танцырев А.А. узнал, что участники боевых действий имеют право на получение свидетельства о праве на единовременную денежную выплату, направленную на приобретение жилого помещения, но только те, которые встали на очередь для улучшения своих жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Танцырев А.А. обратился в администрацию сельсовета с просьбой выдать ему постановление о постановке его на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако, ему была выдана справка в том, что заявление о постановке на учет от него было принято ДД.ММ.ГГГГ, но решения по данному заявлению принято не было, поскольку перечень документов, который он предоставил, оказался неполным. Танцыреву А.А. был выдан образец заявления о постановке его на учет, который он вновь по требованию специалиста администрации заполнил, и по этому заявлению было принято постановление администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по дате подачи повторного заявления. Просил суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ как ветерана боевых действий, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Танцырев А. А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области Нагаев М. М. с иском не согласился, полагая требования необоснованными.
Представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Казеева Т.А., действующая на основании доверенности от 24 июля 2014 года, в удовлетворении иска Танцырева А.А. просила отказать, полагая его необоснованным.
Каменский городской суд Пензенской области постановил указанное решение.
Не согласившись с решением суда, Танцырев А.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В качестве доводов необоснованности обжалуемого решения указал, что вывод суда об отсутствии у него права на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета в связи с постановкой на учёт нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ года противоречит действующему законодательству и нарушает гарантированные Конституцией РФ права. Так, судом установлено, что он обращался с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2004 году, чего не отрицал представитель ответчика; основания для постановки на такой учёт имелись (проживание в жилом помещении общей площадью менее 10 кв. метров на одного члена семьи), и с учётом наличия статуса ветерана боевых действий он вправе рассчитывать на меры государственной поддержки, установленные Законом РФ "О ветеранах". Однако, в удовлетворении заявленных требований суд необоснованно отказал. Полагает также, что ссылка суда на необходимость защиты своего права путём оспаривания бездействия органа местного самоуправления, также не соответствует закону, поскольку в соответствии со ст.12 ГК РФ ему предоставлено право на выбор способа защиты нарушенного права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Танцырев А.А., представители ответчика администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области, третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области не явились, о слушании дела извещены надлежаще.
В соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Танцырев А.А. является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, предусмотренные п.1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
Истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в 2004 году и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и проживает в жилом доме по адресу: "адрес".
Информация о правах на объекты недвижимости за Танцыревым А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствует.
На основании заявления ФИО1 и приложенных к нему документов постановлением администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.1 ст.57 ЖК РФ).
В силу положений п.11.1 ст.23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ N236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скитовича С.А. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Конституционный суд РФ указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Отказывая в удовлетворении иска Танцырева А.А., суд первой инстанции исходил из того, чтоюридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела является установление факта наличия или отсутствия решения органа местного самоуправления о постановке ФИО1 на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, однако истцом не представлено достаточных доказательств в подтверждение того, что он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ, как было им указано в исковом заявлении.
Данный вывод суда является правильным, основанным на добытых в судебном заседании доказательствах, которым в соответствии со ст.67 ГПК РФ дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем с ним соглашается и судебная коллегия.
Так, к представленной истцом справке за N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области, в которой указано, что Танцырев А.А. обращался в администрацию Кевдо-Мельситовского сельского "адрес" с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, но решения по данному заявлению принято не было в связи с предоставлением в администрацию сельсовета неполного перечня необходимых документов, суд отнёсся критически, поскольку основанием её выдачи являлась похозяйственная книга. Между тем похозяйственная книга таких сведений не содержит, а справка была подготовлена специалистом администрации Кевдо-Мельситовского сельского Совета Каменского района при отсутствии достоверных данных об обращении истцом ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, со слов о дате выдачи самого Танцырева А.А., что подтвердила суду свидетель ФИО9
Судом на основании показаний свидетелей Чернышовой Л.В., Нагаева М.М. также установлено и не отрицалось самим истцом, что постановление администрацией Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района о постановке Танцырева А.А. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2004 году не принималось, в администрацию Доводы Танцыревым А.А. предоставлялся неполный перечень документов для постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако, в установленный законом срок ФИО1 бездействие администрации не обжаловал.
При таких обстоятельствах, учитывая дату постановки истца на учет - 19 мая 2014 года, суд первой инстанции обоснованно отказал Танцыреву А.А. в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каменского городского суда Пензенской области от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Танцырева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.