судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
судей Бабаняна С.С., Земцовой М.В.
при секретаре Горыниной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УФМС России по Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 20 октября 2014 года, которым постановлено:
" Иск Кузавкова Г.С. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке на учет Кузавкова Г.С. в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать УФМС России по Пензенской области поставить Кузавкова Г.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за Кузавковым Г.С. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кузавков Г.С. обратился в суд с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано в УФМС России по Пензенской области заявление о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ комиссия УФМС России по Пензенской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения приняла его на учет на получение указанной ранее выплаты с составом семьи 1 человек. Однако, на заседании аналогичной комиссии в ФМС России ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты по причине совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку в октябре 2013 года он снялся с регистрационного учета по месту жительства из квартиры своей матери жилой площадью "данные изъяты". Полагает, что решение об отказе в постановке на учет является незаконным, поскольку совершенные им действия в соответствии с пунктом 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий. Просил суд признать незаконным указанное выше решение комиссии ФМС России и УФМС России по Пензенской области об отказе в постановке его на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать УФМС России по Пензенской области восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец уточнил предмет иска и просил суд признать незаконным решение комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятое в форме протокола от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, обязать УФМС России по Пензенской области поставить его на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты и признать за ним право на получение указанной выплаты.
20.10.2014 года Ленинский районный суд г.Пензы постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе УФМС России по Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Кузавкова Г.С., указывая на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, а также неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Апеллянт указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии УФМС России по Пензенской области Кузавков Г.С. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, документы на Кузавкова Г.С. были направлены в Комиссию ФМС России для подтверждения наличия правовых оснований для принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, УФМС России по Пензенской области решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в отношении Кузавкова Г.С. не принимало.
Представитель УФМС России по Пензенской области Вяткина Ю.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила об отмене судебного акта.
Кузавков Г.С. и его представитель Жуков Д.А. в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФМС России по Пензенской области - без удовлетворения.
Представители ФМС России, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции установил, что ДД.ММ.ГГГГ майор внутренней службы инспектор отдела миграционного контроля УФМС России по Пензенской области Кузавков Г.С. обратился к начальнику УФМС России по Пензенской области с заявлением, в котором просил принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку его стаж службы в органах внутренних дел составляет более 14 лет.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия УФМС России по Пензенской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения приняла Кузавкова Г.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 1 человек.
По итогам рассмотрения аналогичного заявления истца на заседании комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе Кузавкову Г.С. в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку он в октябре 2013 года снялся с регистрационного учета по месту жительства из квартиры своей матери площадью "данные изъяты"., в которой было зарегистрировано 3 человека, где на каждого члена семьи приходилось более "данные изъяты" жилой площади.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядоки условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Аналогичные правовые нормы содержатся и в Правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223.
В силу положений статьи 20 названного выше закона действие статьи 4 этого закона с 01.01.2013 года распространяется на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, или к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Проанализировав представленные истцом доказательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что решение комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кузавкову Г.С. в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, является незаконным.
Из обстоятельств дела следует, что на момент подачи заявления о постановке на учет для получения спорной выплаты Кузавков Г.С. соответствовал требованиям указанного выше закона, поскольку его стаж службы в органах внутренних дел составлял более 14 лет, единовременная социальная выплата по прежним местам службы и сертификат для приобретения жилья ему не предоставлялись. Кузавков Г.С. проживал с ДД.ММ.ГГГГ в однокомнатной квартире по адресу "адрес" по договору найма, заключенному с собственником жилого помещения Климчевым С.А., при этом не являлся собственником каких-либо иных жилых помещений и не пользовался жилыми помещениями по договору социального найма на правах нанимателя или членов его семьи, а также жилыми помещениями на правах члена семьи собственника.
Довод ФМС России о том, что Кузавков Г.С. в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства из квартиры своей матери в октябре 2013 года намеренно ухудшил свои жилищные условия не нашел подтверждения.
В суде первой истанции было установлено, что до декабря 2011 года Кузавков Г.С. проходил службу в межрайонном отделении ФМС Колышлейского района УФМС России по Пензенской области, расположенном в пос.Колышлей Пензенской области и проживал в квартире по адресу "адрес", принадлежащей на праве собственности его матери Кузавковой В.М. площадью "данные изъяты". В данной квартире вместе с истцом проживало 3 человека.
В декабре 2011 года Кузавков Г.С. был переведен на службу в УФМС России по Пензенской области, расположенное в г.Пензе, которое располагается на расстоянии около 100 км от пос.Колышлей Пензенской области, в связи с чем он переехал на постоянное место жительство в г.Пенза, где до октября 2013 года проживал в жилых помещениях по договорам найма, сохраняя регистрацию по месту жительства в пос.Колышлей Пензенской области, поскольку собственники нанимаемых им жилых помещений возражали против его регистрации в занимаемых им жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ Кузавков Г.С. заключил с Климчевым С.А. договор найма жилого помещения по адресу "адрес" и с согласия собственника квартиры зарегистрировался по данному адресу по месту жительства, снявшись с регистрационного учета по месту жительства в указанном выше жилом помещении в "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются как письменными доказательствами, так и показаниями свидетелей К.., П.., К. и Д.., которые были допрошены в суде первой инстанции.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Судам от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 19.04.2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из установленных судом обстоятельств по делу следует, что снятие истца с регистрационного учета из квартиры его матери в пос.Колышлей Пензенской области произведено не с целью ухудшения жилищных условий.
В связи с изменением места работы Кузавков Г.С. выехал на постоянное место жительство в г.Пенза, прекратив семейные отношения со своей матерью, что в силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для утраты им права пользования принадлежащим жилым помещением, где он ранее проживал.
Сохранение регистрации Кузавкова Г.С. в квартире его матери в пос.Колышлей Пензенской области в спорной ситуации не свидетельство бы о том, что он является членом семьи собственника и наличии у него права пользования этим жилым помещением, поскольку истец в силу удаленности места своей работы не мог там проживать.
Таким образом, действия Кузавкова Г.С. по снятию с регистрационного учета из квартиры своей матери в пос.Колышлей Пензенской области нельзя квалифицировать как умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения ее жилищных условий.
Статья 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункт 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223, не рассматривает в качестве действий, повлекших ухудшение жилищных условий, снятие с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения, в котором гражданин не проживает.
На основании пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников (далее - органы), в том числе: сотрудников, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, замещающих должности в подразделениях центральных аппаратов, руководителей территориальных органов - в их центральных аппаратах; сотрудников, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, за исключением указанных ранее, - в их территориальных органах.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 указанных выше Правил).
Поскольку Кузавков Г.С. проходит службу в УФМС России по Пензенской области, то решение о принятии его на учет для получения спорной выплаты должно приниматься комиссий УФМС России по Пензенской области.
В связи с этим, комиссия ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не вправе пересматривать решения аналогичной комиссии УФМС России по Пензенской области о постановке на учет для получения спорной выплаты Кузавкова Г.С.
Положение о комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденное приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ также не наделяет данную комиссию полномочиями по проверке законности решений аналогичных комиссий территориальных органов.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение комиссии ФМС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке на учет Кузавкова Г.С. в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции не было установлено каких-либо обстоятельств, препятствующих Кузавкову Г.С. состоять на учете для получения спорной выплаты.
При таких обстоятельствах требования истца о понуждении УФМС России по Пензенской области к постановке его на учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и признании права на эту выплату подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана судебная оценка, оснований не соглашаться с которой у судебной коллегии не имеется.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 20 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.