Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Муратовой Н.И.,
судей Мекеровой С.Р., Калоевой З.А.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Нестеренко А.В. и Нестеренко А.М., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Нестеренко С.А., Нестеренко К.А., Нестеренко Р.А., на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 января 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Нестеренко А.В., Нестеренко А.М., Нестеренко С.А., Нестеренко К.А., Нестеренко Р.А. к администрации города Невинномысска о признании незаконными решение, протокол общественной комиссии по жилищным вопросам о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и постановление о снятии с учета, о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Нестеренко А.В., Нестеренко A.M., Нестеренко С.А., Нестеренко К.А., Нестеренко Р.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации
г. Невинномысска о признании незаконными решение, протокол общественной комиссии по жилищным вопросам от 22.08.2014 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и постановление администрации г. Невинномысска от 29.08.2014 года N 2676 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях; о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту; о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту.
В обоснование своих требований истцы указали, что решением общественной комиссии при администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 22.08.2014 года, оформленным протоколом заседания общественной комиссии при администрации г. Невинномысска
N 16 от 22.08.2014 года они, зарегистрированные в г. Невинномысске по переулку ... , дом ... , общей площадью 67,8 кв.м., на основании
п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением главы администрации г. Невинномысска N 676 от 29.08.2014 года на основании п. 6 ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что Нестеренко А.В. с 2008 года принадлежит на праве собственности жилой дом N ... по ул. ... в селе Воронежском Кочубеевского района Ставропольского края, общей площадью 240,2 кв.м., в котором зарегистрирован 1 человек и они обеспечены общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы. При этом о состоявшемся 22.08.2014 года заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации
г. Невинномысска, о принятом на заседании указанной комиссии решении о снятии членов их семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, о принятом 29.08.2014 года главой г. Невинномысска постановлении N 2676 от 29.08.2014 года о снятии членов их семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, они не уведомлялись и о принятом решении о снятии членов их семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях Нестеренко А.В. узнал 16.09.2014 года, обратившись в жилищный отдел администрации
г. Невинномысска по вопросу выдачи ему и членам его семьи свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в связи с ранее полученной из жилищного отдела администрации г. Невинномысска информацией о возможной выдаче их семье указанного свидетельства в сентябре 2014 года. Тогда же, 16.09.2014 года он, Нестеренко А.В., получил постановление главы администрации
г. Невинномысска Ставропольского края N 2676 от 29.08.2014 года о снятии его и всех членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях. По результатам личного приема у главы администрации г. Невинномысска Батынюка С.Н., который состоялся 07.11.2014 года, ему, Нестеренко А.В., 14.11.2014 года был выдан письменный ответ за подписью главы
г. Невинномысска Батынюка С.Н. N 2456/Н-241/У от 12.11.2014 года, из содержания которого следует, что их семья, не дождавшись решения администрации города о включении в число участников подпрограммы, заключила 15.07.2008 года договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, общей площадью 240,2 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Воронежское, ул. ... , д. ... , с регистрацией 19.07.2008 года права собственности на него и, после совершения сделки, утратила основания для признания его (семьи) нуждающейся в жилом помещении, а также на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, и было принято постановление главы г. Невинномысска N 2676 от 29.08.2014 года о снятии их семьи с учета нуждающихся в жилом помещении. Полагают, что принятое на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска решение от 22.08.2014 года о снятии их семьи с учета нуждающихся в жилом помещении, протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска N 16 от 22.08.2008 года в части снятия их семьи с учета нуждающихся в жилом помещении, постановление главы г. Невинномысска N 2676 от 29.08.2014 года о снятии их семьи с учета нуждающихся в жилом помещении как по основанию п. 6
ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и по основанию
п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации являются незаконными, содержащиеся в них доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям. В разделе VI подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675, указано, что механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательство этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285, установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 одного молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В соответствии с п. 6 указанных Правил применительно к настоящим правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Подпунктом "г" пункта 15 вышеуказанных Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 01.012006 года. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в рамках которой утверждены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Пунктом 6 указанных Правил также установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, которая признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, и которая имеет доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Содержание пункта 7 указанных Правил аналогично содержанию пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года
N 285. Подпунктами "д", "е" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, также предусмотрено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 01.01.2006 года по 31.12.2010 года включительно; документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта. Они, Нестеренко А.В. и Нестеренко A.M., а также их несовершеннолетний сын Нестеренко С.А. с 28.06.2006 года, а несовершеннолетние сыновья Нестеренко К.А. и Нестеренко Р.А. с 26.07.2006 года - зарегистрированы по месту жительства и проживали по адресу: г. Невинномысск, пер. ... , д. ... , в жилом доме, общей площадью 67,8 кв.м., собственником которого является и в котором проживает Матвиенко М.И. 17.06.2008 года, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий (обеспеченность общей площадью жилого помещения менее нормы предоставления) они, Нестеренко А.В. и Нестеренко A.M., действующие за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей: Нестеренко С.А., ... 2005 года рождения, Нестеренко К.А., ... 2006 года рождения, Нестеренко Р.А., ... 2006 года рождения, обратились в жилищный отдел администрации г. Невинномысска с заявлением о включении их и малолетних членов их семьи (детей) в число участников подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, предоставив при его подаче, как требуемый указанным жилищным органом пакет документов, подтверждающих нуждаемость всех вышеприведенных членов их семьи в предоставлении жилого помещения и, соответственно, необходимость постановки членов их семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так и пакет документов, необходимых для включения их семьи в число участников указанной подпрограммы. Тогда же, 17.06.2008 года, указанное заявление с пакетом документов были у них приняты специалистом жилищного отдела администрации г. Невинномысска, при этом Нестеренко А.В. была выдана расписка в приеме документов, подтверждающих "право гражданина" - право членов их семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Соответственно, считают, что 17.06.2008 года путем подачи ими заявления о включении их и малолетних членов их семьи (детей) в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы ими были выражены и реализованы волеизъявления, направленные как на постановку их и малолетних членов их семьи (детей) на учет нуждающихся в жилых помещениях, так и на включение членов их семьи в число участников указанной подпрограммы, при этом предоставленный ими пакет документов, подтверждающих их нуждаемость в жилом помещении, послужил основанием как для постановки всех членов их семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, так и для последующего (после постановки на жилищный учет) принятия уполномоченным органом решения о включении всех членов их семьи (5 человек) в число участников указанной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Считают, что датой постановки их на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является день подачи ими заявления о включении их в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы - 17.06.2008 года, что также подтверждается последующими действиями администрации
г. Невинномысска. Так, 23.06.2008 года на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска было принято решение, которым они, зарегистрированные в
г. Невинномысске по пер. ... , дом ... , общей площадью - 67,8 кв.м. (зарегистрировано 18 человек) были признаны нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, с присвоением регистрационного номера 509. Основание: п.п. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (протокол заседания комиссии N 10 от 23.06.2008 года). 30.07.2008 года главой г. Невинномысска Дедовским В.И. было принято постановление
N 1673 "О признании нуждающимися в жилых помещениях", из содержания которого следует, что они были признаны нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, регистрационный номер 509. Основание:
п.п. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. 31.07.2008 года на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска было принято решение, которым они были включены в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, тот же регистрационный номер 509. 03.08.2009 года главой г. Невинномысска Батынюком С.Н. было принято постановление N 228 "О включении в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, из содержания которого следует, что они, ранее признанные нуждающимися в жилых помещениях, с 31.07.2008 года (даты принятия общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска решения о включены их семьи в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей") включены в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, регистрационный номер 509. При этом в сентябре 2008 года, Нестеренко А.В. в жилищный отдел администрации
г. Невинномысска были представлены кредитный договор N 43844 от 08.07.2008 года, заключенный между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) (кредитором) и ими, Нестеренко А.В. и Нестеренко A.M. (созаемщиками), а также договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Воронежское, ул. ... , д. ... , от 15.07.2008 года, заключенный между Зуевым И.П. (продавцом) и им, Нестеренко А.В. (покупателем). Согласно п. 1.1. кредитного договора N 43844 от 08.07.2008 года, кредитор обязуется предоставить созаемщикам кредит "Ипотечный кредит" по программе "Молодая семья" в сумме ... руб. под ... % годовых на приобретение объекта недвижимости - жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Воронежское, ул. ... , д. ... , на срок по 08.07.2038 года. Согласно п. 2 договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.07.2008 года недвижимость, указанная в п. 1 указанного договора приобретается покупателем у продавца за счет: собственных средств в размере ... руб.; кредитных средств в размере ... руб., предоставляемых Невинномысским отделением Северо-Кавказского банка Сбербанка России (кредитором), согласно кредитному договору N 43844 от 08.07.2008 года, заключенного между покупателем и кредитором. Согласно п. 4 договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.07.2008 года, в соответствии со ст. 77 Федерального закона РФ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 года N 102-ФЗ недвижимость, указанная в п. 1 настоящего договора, считается находящейся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации настоящего договора и права собственности покупателя на недвижимость в обеспечение обязательств, принятых по вышеуказанному кредитному договору. При этом покупатель становится залогодателем, кредитор - залогодержателем. После заключения между ним, Нестеренко А.В., и Сбербанком России кредитного договора
N 43844 от 08.07.2008 года, получения им от банка кредитных денежных средств в размере ... руб., приобретения им на указанные кредитные денежные средства по договору купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.07.2008 года жилой недвижимости, Нестеренко А.В. и Нестеренко A.M. производили и производят по настоящее время ежемесячные выплаты в счет погашения ссудной задолженности по ипотечному кредиту, включая уплату основанного долга и процентов по кредиту. При этом и кредитный договор от 08.07.2008 года, и договор купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.07.2008 года были заключены уже после принятия 23.06.2008 года общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска решения о признании их нуждающейся в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. То есть, считают, что требования подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечения жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, предусматривающего в качестве одного из оснований для участия в указанной подпрограмме подачу (предоставление) молодой семьей: документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 01.01.2006 года, на момент проведения 31.07.2008 года заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации
г. Невинномысска и принятия указанной комиссией решения о включении всех членов их семьи в число участников указанной подпрограммы были ими соблюдены в полной мере. Соответственно, полагают, что ими никаких нарушений закона допущено не было в части якобы наличия в представленных ими в орган, осуществляющий принятие на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, недостоверных сведений о нуждаемости в жилом помещении (п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую содержится ссылка в постановлении главы г. Невинномысска N 2676 от 29.08.2014 года), выявление которых, как следует из указанного постановления главы администрации
г. Невинномысска, и послужило основанием для снятия их указанным же постановлением главы администрации г. Невинномысска с учета нуждающихся в жилых помещениях. Полагают, что постановление главы администрации г. Невинномысска N 228 о включении их в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы было принято в нарушение требований закона 03.08.2009 года, то есть спустя один год после принятия общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации
г. Невинномысска указанного решения о включении членов их семьи в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (протокол заседания комиссии N 13 от 31.07.2008 года). При этом в постановлении главы администрации г. Невинномысска N 228 от 03.08.2009 года указано, что датой включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы является 31.07.2008 года, то есть дата принятия общественной комиссий по жилищным вопросам при администрации
г. Невинномысска решения о включении всех членов их семьи в число участников указанной подпрограммы. Соответственно, считают, что и датой признания их нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 является дата принятия общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска решения о признании их семьи нуждающейся в жилых помещениях в целях включения в число участников указанной подпрограммы, то есть 23.06.2008 года. Таким образом, полагают, что и на момент принятия общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска решения о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (23.06.2008 года, протокол заседания комиссии N 10 от 23.06.2008 года), и на момент принятия общественной комиссией при администрации г. Невинномысска решения о включении членов их семьи в число участников указанной подпрограммы (31.07.2008 года, протокол заседания комиссии N 13 от 31.07.2008 года), а также впоследствии их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий (нуждающейся в жилом помещении), в том числе и с учетом постановки, как указано выше, их семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи заявления, а именно с 17.06.2014 года, и не подлежала снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях. Считают, что в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы они имеют право и на получение социальной выплаты на погашение невыплаченной основной суммы долга и суммы процентов по ипотечному жилищному кредиту. Считают, что о незаконности оспариваемых решения общественной комиссии при администрации г. Невинномысска от 22.08.2014 года, оформленного протоколом заседания общественной комиссии при администрации г. Невинномысска N 16 от 22.08.2014 года, самого протокола заседания общественной комиссии N 16 от 22.08.2014 года, постановления главы администрации г. Невинномысска N 2676 от 29.08.2014 года о снятии всех членов их семьи (5 человек) с учета нуждающихся в жилых помещениях свидетельствует и отсутствие в указанных актах конкретных оснований для принятия, оформления, а имеется лишь ссылка на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающий различные основания для снятия с учета (выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 января 2015 года Нестеренко А.В., Нестеренко А.М., Нестеренко С.А., Нестеренко К.А., Нестеренко Р.А. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации города Невинномысска о признании незаконными решение, протокол общественной комиссии по жилищным вопросам от 22.08.2014 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и постановление администрации г. Невинномысска от 29.08.2014 года N 2676 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях; о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту; о возложении обязанности по постановке на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях и по выдаче свидетельства на лучение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для гашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту.
В апелляционной жалобе Нестеренко А.В. и Нестеренко А.М., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Нестеренко С.А., Нестеренко К.А., Нестеренко Р.А. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.06.2008 года Нестеренко А.В. подал в администрацию г. Невинномысска заявления о включении его Нестеренко А.В., ... 1979 года рождения, его жены - Нестеренко A.M., ... 1981 года рождения и малолетних членов их семьи - детей: Нестеренко С.А., ... 2005 года рождения, Нестеренко К.А., ... 2006 года рождения, Нестеренко Р.А., ... 2006 года рождения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (л.д. 26).
Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска от 23.06.2008 года N 10 на заседании указанной комиссии было принято решение (п. 3.4 протокола) о том, что Нестеренко А.В. с составом семьи из 5 человек признан нуждающимся в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы с регистрационным номером 509 на основании п.п. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 30).
Постановлением главы г. Невинномысска от 30.07.2008 года N 1673 Нестеренко А.В. с составом семьи из 5 человек признан нуждающимся в жилых помещениях в целях включения в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы с регистрационным номером 509 на основании п.п. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 34).
Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Невинномысска от 31.07.2008 года N 13 на заседании было принято решение (п. 4.7 протокола) о том, что Нестеренко А.В. с составом семьи из 5 человек включен в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы с регистрационным номером 509 на основании признания нуждающимися в жилых помещениях постановлением главы г. Невинномысска от 30.07.2008 года N 1673 (л.д. 35).
Постановлением главы г. Невинномысска от 03.08.2009 года N 228 Нестеренко А.В. с составом семьи из 5 человек включен с 31.07.2008 года в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы с регистрационным номером 509 (л.д. 43).
Судом также установлено, что 08.07.2008 года между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации - с одной стороны, и Нестеренко А.В., Нестеренко A.M. - с другой стороны, заключен кредитный договор N 43844 от 08.07.2008 года, согласно которому Нестеренко А.В. и Нестеренко A.M. предоставлен "ипотечный кредит" в сумме ... рублей под ... % годовых на приобретение объекта недвижимости - жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, село Воронежское, улица ... , дом ... , на срок по 08.07.2038 года (л.д. 93-96).
Как установлено, Нестеренко А.В. и Нестеренко A.M. указанный кредит использовали для приобретения жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, село Воронежское, улица ... , дом ... , и между Зуевым И.П. и Нестеренко А.В. 15.07.2008 года был заключен договор купли-продажи указанного жилого дома с земельным участком, который был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 19.07.2008 года (л.д. 97-99) и Нестеренко А.В. были выданы свидетельства о государственной регистрации его на указанные жилой дом и земельный участок серии ... и серии ... (л.д. 101,102).
Согласно п. 4 вышеуказанного договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 15.07.2008 года, в соответствии со ст. 77 Федерального закона Российской Федерации "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 года N 102-ФЗ, указанная недвижимость считается находящейся в залоге у кредитора в силу закона с момента государственной регистрации настоящего договора и права собственности покупателя на недвижимость в обеспечение обязательств, принятых по вышеуказанному кредитному договору. При этом покупатель становится залогодателем, кредитор - залогодержателем (л.д. 97-99).
Установлено также, что семья Нестеренко А.В. по состоянию на 20.02.2011 года в очереди молодых семей имела порядковый номер 263; на 01.03.2012 года - 241; на 01.01.2013 года - 167; на 01.01.2014 года - 5.
При прохождении перерегистрации в 2014 году, жилищный отдел администрации г. Невинномысска из предоставленных Нестеренко А.В. документов установил, что 15.07.2008 года Нестеренко А.В. приобрел согласно договору купли-продажи жилой дом с земельным участком (дата регистрации 19.07.2008 г.), общей площадью 240,2 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, село Воронежское, улица ... , дом N ... , в связи с чем, решением общественной комиссии при администрации г. Невинномысска от 22.08.2014 года (протоколом заседания общественной комиссии при администрации г. Невинномысска N 16 от 22.08.2014 года) и постановлением администрации г. Невинномысска Ставропольского края N 2676 от 29.08.2014 года семья Нестеренко А.В., а именно Нестеренко А.В. с составом семьи из 5 человек на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что Нестеренко А.В. с 2008 года принадлежит на праве собственности указанный жилой дом, общей площадью 240,2 кв.м., в котором зарегистрирован один человек и они обеспечены общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы (л.д. 22, 23).
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решение, протокол общественной комиссии по жилищным вопросам о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и постановление о снятии с учета, о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.
При этом суд правомерно исходил из того, что решение, изложенное в протоколе общественной комиссии по жилищным вопросам от 22.08.2014 года и постановление администрации г. Невинномысска от 29.08.2014 года
N 2676 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Нестеренко А.В. на состав семьи из 5 человек являются обоснованными.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В городе Невинномысске учетная норма установлена 13 кв.м. общей площади.
В силу ст. 52 ЖК РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспеченность граждан общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Действующие правила предоставления молодым семьям социальных выплат определены в приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В соответствии с п.п. "е" п. 2 указанных правил, полученная в рамках реализации подпрограммы социальная выплата, может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным.
Проанализировав указанные нормы материального права, и, исходя из установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что семья Нестеренко А.В. заключила договор купли-продажи жилого дома до принятия Администрацией города Невинномысска решения о включении истцов в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и после совершения данной сделки семья Нестеренко А.В. с составом из 5 человек обеспечена жильем - общая площадь жилых помещений семьи составляет 240,2 кв.м. и на одного члена семьи приходится более учетной нормы жилья в г. Невинномысске, суд пришел к верному выводу о том, что на момент принятия решения о включении семьи Нестеренко А.В. в число участников подпрограммы семья Нестеренко А.В. фактически утратила основания для признания нуждающимися и не могла быть поставлена на жилищный учет.
Кроме того, в силу п.п. "а" п. 6 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 года N 1204) участником подпрограммы может быть молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Поскольку одному из супругов - Нестеренко А.В., 04.04.1979 года рождения, уже исполнилось 35 лет, семья Нестеренко А.В. перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в указанной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы. В свою очередь включение истцов в сводные списки, при достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 года и ведет к незаконному выделению средств из соответствующих бюджетов на предоставление выплаты лицам, не имеющим права на ее получение.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал истцам в удовлетворении заявленных исковых требований, признав обоснованными решение, изложенное в протоколе общественной комиссии по жилищным вопросам от 22.08.2014 года и постановление администрации
г. Невинномысска от 29.08.2014 года N 2676, поскольку семья Нестеренко А.В. на момент принятия решения о включении в число участников подпрограммы фактически утратила основания для признания нуждающимися и перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в указанной подпрограмме, и соответственно не имеет право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.