Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Осиповой И.Г., Дубинина А.И.,
при секретаре судебного заседания Мараховском С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города-курорта Железноводск по доверенности П.Ж.И. на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2014 года по исковому заявлению С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. к администрации города-курорта Железноводск о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. обратились в суд с иском к администрации города-курорта Железноводск о признании незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, выразившееся в непринятии действенных мер к их переселению из аварийного жилого помещения, квартиры N ***, в многоквартирном доме N *** по улице *** в городе Железноводск, возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное, состоящее из двух комнат жилое помещение применительно к условиям города Железноводск, равнозначное по общей и жилой площади и количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования города-курорта Железноводск.
В обоснование исковых требований указали, что они являются нанимателями двухкомнатной квартиры N *** дома N *** по улице *** в городе Железноводск, который, согласно заключению межведомственной комиссии от 23 ноября 2006 года N ***, утвержденному постановлением главы города Железноводска от 29 декабря 2006 года N ***, дом признан аварийным и подлежащим сносу. На территории Ставропольского края реализуется краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2008 -2011 годы". В адресный перечень данной программы включен и вышеуказанный многоквартирный дом. Администрацией города - курорта Железноводска не принимаются меры направленные по предоставлению истцам другого благоустроенного жилого помещения. Нахождение истцом в аварийном жилищном фонде приобретает неопределенный период времени, тогда как, многоквартирный дом признан аварийным, не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, что влияем на безопасность жизни и здоровья. Просили суд удовлетворить требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Обжалуемым решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2014 года исковые требования С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. - удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер к переселению С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. из аварийного жилого помещения, квартиры N *** в многоквартирном доме N*** по улице *** в городе Железноводск Ставропольского края.
Возложил на администрацию города-курорта Железноводск обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, предоставить им вне очереди по договору найма благоустроенное, состоящее из двух комнат жилое помещение применительно к условиям города Железноводск, равнозначное по общей и жилой площади и количеству комнат, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования города-курорта Железноводск.
В апелляционной жалобе представитель администрации города-курорта Железноводск - П.Ж.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. отказать.
В обоснование доводов указывает на то, что для того чтобы признать незаконным бездействие органа местного самоуправления необходимо, соблюдение следующих условий: неисполнение органом местного самоуправления обязанности; указанная обязанность должна быть возложена на него нормативными правовыми и иными актами. Постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 13.05.2010 N *** утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2010-2011 годы (в редакции от 20.08.2013 N 722). В рамках данной муниципальной программы Управлением городского хозяйства - администрации города-курорта Железноводска с ООО "Строительно-монтажное управление курорта" 03.09.2010 заключен муниципальный контракт N *** участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для переселения граждан города- курорта Железноводска из аварийного жилищного фонда. Согласно п. 4.1 муниципального контракта срок завершения строительства устанавливался не более 114 календарных дней со дня подписания муниципального контракта. Согласно п. 3.3 источников финансирования являлись средства бюджета Ставропольского края, полученные за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренные в бюджете Ставропольского края на долевое финансирование переселения и средства бюджета Ставропольского края, средства бюджета города-курорта Железноводска.
01.12.2011 в связи с нарушением п. 4.1 (срок сдачи объекта) муниципального контракта и в соответствии с п. 6.2.1 муниципального контракта муниципальный контракт N *** от 03.09.2010 был расторгнут (дополнительное соглашение от 01.12.2011 N ***). Средства на переселение в рамках муниципального контракта были возвращены в соответствующие бюджеты (заявки на возврат N *** от 20.12.2011, N *** от 20.12.2011, N *** от 20.12.2011,N *** от 23.12.2011). В дальнейшем, 15 февраля 2012 г. постановлением Правительства Ставропольского края N 55-п городу-курорту Железноводску были распределены субсидии из краевого Фонда софинансирования расходов, выделяемых местным бюджетам в 2012 г. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до 01 января 2007 г. В соответствии с краевым постановлением между Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска и ООО "Строительно-монтажное управление курорта" заключен муниципальный контракт N ***, согласно которому в настоящее время планируется переселение истца.
В настоящее время застройщиком (ООО "СМУ курорта") передана только часть квартир в муниципальную собственность.
Кроме того, в Арбитражном суде рассматривается дело N А63-6121/2014 по иску Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска к ООО "СМУ Курорта" о передаче для регистрации в собственность города 22 квартир, построенных ООО "СМУ Курорта" в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным между сторонами, о приобретении квартир для переселения жителей из жилых помещений, признанных аварийными, поскольку застройщиком ООО "СМУ Курорта" по настоящее время переданы не все квартиры в рамках муниципального контракта, в числе которых квартира, запланированная к передаче по договору социального найма истцу.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил суду, что вышеуказанные меры, принимаемые администрацией города-курорта Железноводска к переселению граждан из аварийного фонда, свидетельствуют об отсутствии признаков бездействия, однако суд сделал вывод о том, что предпринимаемые меры не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
Суд установил срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Согласно п. 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового явления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, решение суда должно быть исполнимым и каждое производство по телу заканчивается исполнением решения суда. В связи с чем, должен устанавливаться разумный срок для исполнения судебного акта.
Установленный судом срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приведет к невозможности его исполнения, поскольку предоставление жилого помещения истцу напрямую связано с передачей квартир, приобретенных городом за счет средств краевого бюджета, в рамках федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", от ООО "СМУ Курорта" в муниципальную собственность.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, заслушав пояснения представителя С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. по доверенности К.Е.А., поддержавшей доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приход к следующему.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено и следует из материалов дела, что С.О.П., В.О.Н., С.М.Н. зарегистрированы и проживают в муниципальной двухкомнатной квартире N*** дома N *** по улице *** города-курорта Железноводска Ставропольского края, общей площадью 30,5 кв.м., в том числе жилой 24,1 кв.м. на основании договора социального найма N *** от 16 марта 2012 года.
Заключением межведомственной комиссии от 23 ноября 2006 года N *** многоквартирный жилой дом N *** лит. "А" по улице *** в г.Железноводска признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29 декабря 2006 года N ***, утверждено заключение межведомственной комиссии от 23 ноября 2006 года N ***, которым вышеуказанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания с общим физическим износом 74,3%.
Постановлением главы города-курорта Железноводска Ставропольского края N *** от 10 октября 2008 года утвержден реестр ветхого и непригодного для проживания жилого фонда города-курорта Железноводска и мероприятий по переселению граждан из ветхого и непригодного для проживания жилого фонда в городе-курорте Железноводска на 2008-2011 годы. В указанный реестр многоквартирный жилой дом N *** лит. "А" по улице *** в г.Железноводска включен за номером 41.
Постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края N ***05 от 13 мая 2010 года утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2010 -2011 годы". Согласно приложения N1 к муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города-курорта Железноводска Ставропольского края на 2010 -2011 годы" многоквартирный жилой дом N *** лит. "А" по улице *** в г.Железноводска за номером 32 включен в адресный перечень аварийных многоквартирных домов города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Данные сведения подтверждаются архивными выписками N 21-25/532 от 25.11.2014 года и N 21-25/531 от 25.11.2014 года.
Выводы суда первой инстанции о том, что указанный жилой дом является муниципальной собственностью, истцы проживают в нем на основании договора социального найма, данный дом не пригоден для проживания, являются правильными и не оспариваются сторонами.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, истцы вправе претендовать на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что занимаемое истцами жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, а также то, что законом на органы местного возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, однако данная обязанность в отношении истцов Администрацией города-курорта Железноводска необоснованно не исполняется, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования о возложении на Администрацию города-курорта Железноводска обязанности предоставить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, как основанными на нормах материального и процессуального законодательства, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств.
Доводы жалобы, что Администрацией города-курорта Железноводска предпринимались меры к переселению граждан из аварийного фонда, что свидетельствует об отсутствии признаков бездействия, не могут быть приняты во внимание, ввиду следующего.
Как указывалось выше, обязанность предоставить истцам жилое помещение возложена на ответчика в связи с невозможностью проживания в аварийном доме, то есть в порядке пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление N47 от 28.01.2006 года " Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), согласно которому единственным документом, свидетельствующим о том, что жилое помещение признано непригодным для проживания, многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, является заключение Городской межведомственной комиссии.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда. В силу ч.48 вышеуказанного Положения по окончании работы Комиссия составляет заключение о признании помещения непригодным для постоянного проживания.
Установив, что после признания межведомственной комиссией дома N *** лит. "А" по улице *** в г.Железноводска аварийными и подлежащими сносу в 2006 году, то есть на протяжении более 8 лет администрацией города-курорта Железноводска решения о сроках отселения проживающих в доме лиц не принято, истцам жилое помещение, соответствующее требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ не предоставлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия администрации города-курорта Железноводска по переселению вышеуказанных граждан из аварийного жилья.
Вместе с тем, признавая правильными выводы суда первой инстанции в части возложения на Администрацию города-курорта Железноводска обязанности предоставить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Судом в решении не приведены обоснования обязанности исполнения решения суда ответчиками в указанные сроки. Вместе с тем, установление указанных сроков может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления в период, определенный судом.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым изменить решение, исключив указание на трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327,327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2014 года изменить:
исключив из второго абзаца резолютивной части решения слова: "в течении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда".
В остальной части решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 16 декабря 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города-курорта Железноводск - П.Ж.И - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.