Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.,
судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2015 года,
гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г.Ессентуки,
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2014 года,
по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Ессентуки, комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, в части непринятия мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, а также участке автомобильной дороги "Ессентуки - ст.Ессентукская", о возложении на администрацию муниципального образования город Ессентуки обязанность провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах города по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участка автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская" в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150 и Ведомственных строительных норм - ВСН1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки и возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах города Ессентуки, согласно утвержденного постановления Главы города от 15.06.2012 года N 1107 перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, указав, что прокуратурой города Ессентуки проведена проверка деятельности по содержанию автомобильных дорог местного значения в г. Ессентуки.
В ходе проверки соблюдения требований законодательства в части безопасности дорожного движения и охране жизни и здоровья граждан на территории г. Ессентуки установлено, что постановлением Главы города Ессентуки от 15.06.2012 года N 1107 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ессентуки.
Установлено, что в муниципальной собственности в черте границ г.Ессентуки находятся следующие автомобильные дороги, расположенные по адресам: ул. Гоголя, кадастровый номер 26:30:010105:831, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним N 26-26-35/002/2013-568 от 21.03.2013; ул. Шоссейная, кадастровый номер 26:30:020101:422, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-35/002/2013-569 от 21.03.2013; ул.Садовая, кадастровый номер 26:30:010220:267, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-35/002/2013-567 от 21.03.2013; ул. Чапаева, кадастровый номер 26:30:030302:4057, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-35/036/2012-005 от 14.12.2012; участок автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская", кадастровый номер 26:30:010103:1398, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-35/023/2012-274 от 25.06.2012.
С учетом нахождения в муниципальной собственности вышеуказанных автомобильных дорог обязанность проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения возлагается на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги. Таким образом, Администрация города Ессентуки обязана провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участка автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская".
Согласно ответа и.о. Главы города Ессентуки от 18.03.2014 N 872/473 на представление прокурора техническая документация Администрацией города на автомобильные дороги общего пользования местного значения не оформлялась.
Поскольку автомобильные дороги, расположенные по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участок автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская" являются собственностью муниципального образования г.Ессентуки, паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения должна осуществлять администрация муниципального образования.
Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе предъявить указанный иск в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, в части непринятия мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, а также участке автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская". Возложить на администрацию муниципального образования город Ессентуки обязанность провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах города по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участка автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская".
Впоследствии, истец в порядке ст.39 ГПК РФ, изменил исковые требования, указав, что доводы администрации г.Ессентуки о том, что на автомобильную дорогу уже имеется технический паспорт, составленный по результатам технической инвентаризации данного имущества в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года N 921, являются не обоснованными, поскольку представленный ответчиком технический паспорт не содержит результатов каких-либо обследований, то есть, является учетным документом объекта собственности.
Из содержания указанного документа невозможно определить техническое состояние дороги, ее качественные показатели для обеспечения безопасности участников дорожного движения, а также рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дороги.
Технический паспорт автомобильной дороги, прилагаемый типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН-1-83), позволяет определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, в полной мере обеспечивает государственный учет автомобильных дорог, который осуществляется для организации и проведения работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Поэтому представленный технический паспорт не может быть признан судом техническим паспортом автомобильной дороги, подтверждающим проведение ответчиком, паспортизации в установленном законом порядке.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, в части непринятия мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, а также участке автомобильной дороги "Ессентуки - ст.Ессентукская". Возложить на администрацию муниципального образования город Ессентуки обязанность провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах города по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участка автомобильной дороги "Ессентуки - ст.Ессентукская" в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150 и Ведомственных строительных норм - ВСН1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор г.Ессентуки просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав представителя администрации г.Ессентуки Монастырную В.В. и представителя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Булаш В.А., просивших отказать в удовлетворении апелляционного представления, выслушав заключение старшего прокурора Лёвушкиной Е.В., полагавшую необходимым удовлетворить апелляционное представление, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67, 195 ГПК РФ, решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям и когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В данном случае судом неправильно применены нормы материального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные администрацией технические паспорта, действительно, не в полной мере соответствуют требованиям, указанным в ВСН 1-83. Вместе с тем, оценивая имеющиеся технические паспорта, суд посчитал, что указанная техническая документация изготовлена уполномоченным органом - ГУП СК "Крайтехинвентаризация". Выполненные технические паспорта содержат сведения о протяженности дороги, её ширине, площади, дорожных знаках, наличии автобусных остановок, дорожном покрытии, содержат схему автомобильной дороги. Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, утвержденной 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ N 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Вместе с тем, действующего законодательства, которое бы строго регламентировало деятельность органов местного самоуправления в части проведения учета и паспортизации автомобильных дорог местного значения, в настоящее время не существует.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности в черте границ г.Ессентуки находятся следующие автомобильные дороги, расположенные по адресам: ул. Гоголя, кадастровый номер 26:30:010105:831, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-35/002/2013-568 от 21.03.2013; ул. Шоссейная, кадастровый номер 26:30:020101:422, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-35/002/2013-569 от 21.03.2013; ул. Садовая, кадастровый номер 26:30:010220:267, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26- 35/002/2013-567 от 21.03.2013; ул. Чапаева, кадастровый номер 26:30:030302:4057, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-35/036/2012-005 от 14.12.2012; участок автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская", кадастровый номер 26:30:010103:1398, запись о государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26- 26-35/023/2012-274 от 25.06.2012.
Пунктом 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно Приказу Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по их содержанию (раздел IV п. 9 п.п. 4).
Согласно подп. 4 пункта 9 раздела IV классификации работ по содержанию автомобильных дорог, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Из Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утв. Минавтодором РСФСР) следует, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее срока службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Содержание автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального значения), согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения поселения.
С учетом нахождения в муниципальной собственности вышеуказанных автомобильных дорог обязанность проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения возлагается на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги. Таким образом, Администрация города Ессентуки обязана провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участка автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская".
Пункт 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству; реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Тогда как пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно статьям 5, 6, 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку автомобильные дороги, расположенные по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участок автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская" являются собственностью муниципального образования города Ессентуки, паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения должна осуществлять администрация указанного муниципального образования.
На автомобильные дороги, расположенные по ул. Шоссейная, ул.Чапаева, ул. Садовая, ул. Гоголя, участок автомобильной дороги "Ессентуки - ст. Ессентукская" имеются технические паспорта, что также подтверждается представленными Ессентукским филиалом ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров Ставропольского края" инвентарными делами N 4397/1 на участок автомобильной дороги "Ессентуки -ст. Ессентукская", N 16895 - на автомобильную дорогу "ул. Гоголя", N 16896 - на автомобильную дорогу "ул. Садовая", N 16894 - на автомобильную дорогу "ул. Чапаева", N 16897 - на автомобильную дорогу "ул. Шоссейная".
Однако из содержания указанных документов невозможно определить техническое состояние дороги, ее качественные и количественные показатели для обеспечения безопасности участников дорожного движения, а также рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дороги. Данные технические паспорта не содержат сведений для обеспечения безопасности дорожного движения. Пункт 5 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования содержит конкретные указания по составлению технического паспорта автомобильной дороги. При изготовлении технических паспортов ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров Ставропольского края" не выполнены работы по техническому учету и паспортизации дорог, которые указаны в пункте 4 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Технический паспорт автомобильной дороги, прилагаемый в типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН- 1-83), позволяет определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, в полной мере обеспечивает государственный учет автомобильных дорог, который осуществляется для организации и проведения работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно сведений, предоставленных ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров Ставропольского края", сотрудники предприятия при проведении работ по технической инвентаризации и техническому учету дорог и дорожных сооружений не использовали Приказ Минтранса России от 27.08.2009г. N150 и Ведомственные строительные нормы ВСН 1-83, утвержденные Минавтодором РСФСР.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности вывода суда первой инстанции и считает подлежащими удовлетворению заявленные требования.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела, установлены, судебная коллегия считает возможным постановить по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора г.Ессентуки.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки в части непринятия мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, а также участке автомобильной дороги "Ессентуки - ст.Ессентукская".
Возложить на администрацию муниципального образования город Ессентуки обязанность провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах города по улицам Гоголя, Шоссейная, Чапаева, Садовая, а также участка автомобильной дороги "Ессентуки - ст.Ессентукская" в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150 и Ведомственных строительных норм - ВСН1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.