Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Елецких О.Б., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Сероваевой Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2015 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФГБУ "ФКП Росреестра") на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 19 ноября 2014 года, которым признано незаконным Решение ФГБУ "ФКП Росреестра по Пермскому краю N ** от 11.07.2014г. об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, на заинтересованное лицо возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу аннулировать сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости о стоимости земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, общей площадью 360000 кв.м, в размере *** руб., внесенной на основании оспариваемого решения.
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя ФГБУ "ФКП "Росреестра по Пермскому краю" Ширинкиной И.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу заявителя Багно В.И., представителя заявителя Алтуниной Т.В. -Алтунина П.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багно В.И., Алтунина Т.В. обратились в суд с заявлением о признании решения ФГБУ "ФКП Росреестра по Пермскому краю" N ** от 11.07.2014г. об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях по земельному участку незаконным и необоснованным, возложении обязанности внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, общей площадью 360000 кв.м, в размере *** руб.
Требования обоснованы тем, что спорный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности Багно В.И. (1\2 доля в праве), Алтуниной Т.В. (1\4 доля в праве) и ЗАО " ***"(1\4 доля в праве). Согласно кадастрового паспорта от 14.04.2014г. кадастровая стоимость земельного участка составляла *** руб. 11.07.2014г. органом кадастрового учета принято решение об исправлении технической ошибки, в результате чего были исключены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и сведения о его кадастровой стоимости, внесенные на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2013г. N 1479-п, определена кадастровая стоимость земельного участка в размере *** руб. С оспариваем решением заявители не согласны, поскольку каких-либо садоводческих, огороднических и дачных объединений в отношении земельного участка создано не было, границы таких объединений никем не установлены, категория земельного участка обозначена как земли сельскохозяйственного назначения, его кадастровая стоимость определена указанным выше Постановлением, в связи с чем отсутствовали основания для внесения изменений в ГКН.
Судом заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что Постановлением Правительства Пермского края от 23.10.2013г. N 1479-п кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства". На основании решения N ** от 07.05.2013г. о внесении кадастровых сведений в ГКН на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия от 19.04.2013г. N ** (Постановление главы Сенькинского с\п Добрянского муниципального района Пермского края от 25.03.2013г. N23,24,25 "О смене разрешенного использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности"), были внесены изменения в кадастровые сведения в отношении разрешенного использования спорного земельного участка с указанием целевого использования "садоводство". 11.07.2014г. органом кадастрового учета принято решение об исправлении технической ошибки на основании ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре". Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана на основании Постановления Правительства Пермского края N734-п от 19.10.2009г. исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости с учетом площади земельного участка, что соответствует закону.
В возражениях на апелляционную жалобу Багно В.И. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильны применением норм материального права (п. 1,4 ч.1, ч.2 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** в размере *** руб. была внесена в ГКН на основании Постановления Правительства Пермского края от 23.10.2013г. N 1479-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края и минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в разрезе видов использования и муниципальных районов (городских округов) Пермского края".
Суд пришел к выводу о том, что решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила *** руб. является незаконным.
При этом суд исходил из того, что Постановление Правительства Пермского края от 23.10.2013г. N 1479-п не оспорено, недействительным не признано, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ГКН на основании документа, не поименованного в ч.4 ст.28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ранее внесенные сведения в ГКН на основании утвержденных результатов определения кадастровой стоимости на момент проведения оценки соответствовали составу первичных данных, необходимых для проведения оценочных работ. О том, что данные, использованные при оценке, были недостоверными, либо учтены неправильные фактические данные по местоположению, категории, к которой отнесен земельный участок, виду разрешенного использования земельного участка, суду не представлено, внесенные заинтересованным лицом сведения о кадастровой стоимости земельного участка технической ошибкой не являются. Неправомерно установленная кадастровая стоимость земельного участка приведет к значительному увеличению размера земельного налога и повлечет нарушение прав заявителей.
С выводами суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п.2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу п.1 правового акта Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п.11 Правил).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в результате массовой кадастровой оценки земель на территории субъекта Российской Федерации, проводимой в соответствии с указанными Правилами, Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998г. N 135-ФЗ.
Статьей 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ определено понятие государственной кадастровой оценки, под которой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее -исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом того, что кадастровая оценка проводится в среднем один раз в пять лет (п.3 указанных выше Правил) и в течении этого периода могут образовываться новые участки, в отношении существующих земельных участков может изменяться категория земель, вид разрешенного использования или уточняться площадь, Федеральным законом N 135-ФЗ была установлена специальная норма - ст. 24.19, в соответствии с которой при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006г. N 222 во исполнение п. 11 и 13 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утверждены "Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", в соответствии с которыми кадастровая стоимость таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков (п. 1.3, 1.4 Методических рекомендаций).
Таким органом является Росреестр в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г.
В соответствии с п.2.3.1 Методических рекомендаций в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Возможность исправления органом кадастрового учета технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости установлена абз.4 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, п.п.1 п.1, п.3 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. N 221-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Пермского края от 23.10.2013г. N 1479-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края и минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в разрезе видов использования и муниципальных районов (городских округов) Пермского края", вступившим в законную силу с 01.01.2014г., были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края по состоянию на 01.01.2013г. (п. 1,4 Постановления, приложения 1-43 к настоящему Постановлению).
Указанным Постановлением также были утверждены минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в разрезе видов использования и муниципальных районов (городских округов) Пермского края согласно приложению 44, виды использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, применяемые для определения их кадастровой стоимости, согласно приложению 45.
В приложении 45 определены 6 видов использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края, в том числе прочие земли сельскохозяйственного назначения - болота, нарушенные земли, земли занятые полигонами, свалками, оврагами, песками, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Согласно приложения 14 (порядковый номер 388) установлена кадастровая стоимость земельного участка N ** площадью 360000 кв.м в размере *** руб. исходя из 1 вида использования земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности), с учетом разрешенного использования земельного участка на 01.01.2013г. - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Постановлениями главы Сенькинского сельского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 23.03.2013г. N 23,24, 25 Багно В.И., Алтунину Н.П., Алтуниной Т.В., согласована смена разрешенного использования (назначения) спорного земельного участка с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на "садоводство".
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков N ** от 06.05.2013г. кадастровым органом определена кадастровая стоимость земельного участка на основании Постановления Правительства Пермского края N 110-п от 25.05.2007г. в размере *** руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере *** руб. и площади земельного участка в размере 360000 кв.м.
07.05.2013г. филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра по Пермскому краю" принято решение N ** о проведении процедуры внесения изменений в кадастровые сведения в отношении разрешенного использования земельного участка.
Поскольку массовая оценка земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края, в том числе по Добрянскому муниципальному району, была установлена по состоянию на 01.01.2013г., сведения в ГКН об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ** внесены 07.05.2013г., то есть после проведения массовой оценки, то с 07.05.2013г. кадастровый орган должен был указать в ГКН кадастровую стоимость земельного участка, в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости земельных участков, определенную на основании п.2.3.1 "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
С учетом того, что средние значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом использования - садоводство для муниципальных районов (городских округов) Постановлением Правительства Пермского края от 23.10.2013г. N 1479-п не установлены, при определении кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета правильно применил средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, установленные Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009г. N 734-п " О внесении изменений в минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, земель водного фонда, земель особо охраняемых территорий и их объектов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам Пермского края, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 N 110-П", в соответствии с которым среднее значение удельных показателей по Добрянскому муниципальном району составило *** руб. за 1 кв.м.
Наименование приложения к Постановлению "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Пермского края" не исключает его применение для земельных участков сельскохозяйственного назначения в случае индивидуального садоводства, поскольку иных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель "для садоводства" Правительством Пермского края не установлено, Постановлением от 19.10.2009г. N 734-п содержит значения удельных показателей кадастровой стоимости земель не только для садоводческих товариществ, но и для индивидуальных участков, что следует из его содержания.
Таким образом, поскольку на момент (01.01.2014г.) внесения органом кадастрового учета сведений в ГКН о кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленного в результате массовой оценки, вид его разрешенного использования был изменен, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 11.07.2014г. об исправлении технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с указанием его кадастровой стоимости с 07.05.2013г. (дата внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка) в размере *** руб. (из расчета *** руб. за 1 кв.м х 360000 кв.м площадь земельного участка), соответствует требованиям закона, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
В случае несогласия с установленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра по Пермскому краю" кадастровой стоимостью земельного участка заявители не лишены права на обращения в суд с требованиями об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 19 ноября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Багно В.И., Алтуниной Т.В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФГБУ "ФКП Росреестра") об исправлении технической ошибки от 11.07.2014г. N **, возложении обязанности отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.