Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика главы администрации Алтайского района Пономаренко В.Д. на решение Алтайского районного суда от 15 декабря 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района действующего в интересах Гончаровой А.Н. к администрации Алтайского района о восстановлении права на дополнительную гарантию по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде внеочередного обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Зайцевой О.И., выразившая согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района в защиту интересов Гончаровой А.Н. обратился в суд с иском к администрации Алтайского района о восстановлении права на дополнительную гарантию по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде внеочередного обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Алтайском районе, об обязании предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Аршановского сельсовета. В обоснование иска указано, что Гончарова А.Н. ... , имеет право на предоставление жиля, однако до настоящего времени администрацией Алтайского района жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Ковалева А.Н., истец Гончарова В.Н. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, пояснили, что принадлежащее истице на праве общей долевой собственности жилое помещение не соответствует нормам.
Представитель ответчика администрации Алтайского района Колягин И.В. в вопросе об удовлетворении требований истицы полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебном заседании не присутствовал.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию Алтайского района включить Гончарову А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Алтайском районе, и предоставить Гончаровой А.Н. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Аршановского сельсовета.
С решением не согласен представитель ответчика глава администрации Алтайского района Пономаренко В.Д..
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил решение суда отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", законодательство Республики Хакасия о предоставление жилых помещений детям - сиротам указывал, что муниципальные образования в форме сельских поселений наделены правом признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, и несут ответственность за выполнение государственных полномочий лишь в пределах финансирования. Ссылаясь на ч.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления, который будет являться собственником жилого помещения, и лицом из числа детей-сирот не представляется возможным, поскольку повлечет нарушения федерального законодательства. Кроме того, Гончарова А.Н. не является нуждающейся, поскольку является собственником доли жилого помещения, в связи с чем распоряжением главы района была снята с учета в качестве нуждающейся, указанное распоряжение обжаловано не было, следовательно, является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
В силу положений п.п. 3 п. 4 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в случае, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения закреплены в п.3 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа"
В судебном заседании установлено, что Гончарова А.Н. родилась ... , ее родителями являлись ФИО9, ФИО10 (л.д.8).
Решением Алтайского районного суда от ... ФИО9, ФИО10 лишены родительских прав в отношении ребенка Гончаровой А.Н. (л.д.9 - 10).
Постановлением главы администрации ... от ... Гончарова А.Н. определена в интернатное учреждение (л.д.11).
Согласно справке ... школа-интернат ... Гончарова В.Н. с ... года по ... год обучалась в ... ) школе и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.12).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что Гончарова А.Н. является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Постановлением главы муниципального образования Аршановский сельсовет от 12 февраля 2007 года Гончарова В.Н. поставлена на очередь для получения внеочередного жилья детей-сирот (л.д.26).
Распоряжением главы муниципального образования Аршановский сельсовет от 03 августа 2010 года Гончарова В.Н. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.27).
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 15.11.2013 года, 12.02.2014 года, от 19.02.2014 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированных правах Гончаровой В.Н., ФИО10, ФИО9 на объекты недвижимого имущества не имеется.
Из ответа Алтайского филиала ГУП РХ УТИ от 12.02.2014 года следует, что на имя Гончаровой В.Н., ФИО10, ФИО9 недвижимого имущества не зарегистрировано.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Гончарова А.Н. являясь лицом из числа детей-сирот, признанная нуждающейся в обеспечении жилым помещением, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Доводы апеллятора о том, что Гончарова А.Н. не имеет права на предоставление жилого помещения, поскольку имеет в собственности жилье не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу приведённого выше законодательство право на предоставление жилья имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Проживание признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в случае, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Из договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 25.07.1994 года, зарегистрированного в администрации Аршановского сельсовета 25.07.1994 года, следует, что ФИО9, ФИО10, Гончаровы В.Н., ... , ФИО11 получили в собственность квартиру, расположенную в ...
Из технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: ... , следует, что ее общая площадь составляет ... кв.м.
Согласно копии лицевого счета ... в квартире по адресу: ... проживают ФИО1, Гончарова В.Н., ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО15
Решением Совета депутатов муниципального образования Аршановский сельсовет от 02.03.2010 года ... установлена учетная норма площади жилого помещения в размере менее 14 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, общая площадь жилого помещения принадлежащего Гончаровой В.Н. на праве общей долевой собственности ( ... доля в праве) приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Проживание Гончаровой В.Н. в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по смыслу законодательства о гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является не возможным, что является фактом, влекущим возникновения права на предоставление жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Гончарова В.Н. была исключена из списка нуждающихся, это решение не было обжаловано, не может быть признан обоснованным, как не основанный на законе.
Так нормы права, регламентирующие правоотношения о реализации гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не позволяют их толковать и применять таким образом, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения главы муниципального образования Аршановский сельский совет от 03 августа 2010 г. ... Гончарова А.Н. снята с учета нуждающихся в жилом помещении.
Из дела усматривается, что Гончарова А.Н. была снята с учета в силу наличия у нее в собственности жилого помещения.
Вместе с тем, в силу приведенных выше обстоятельств и норм права Гончарова А.Н. не могла быть снята с учета нуждающихся, поскольку, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на нее в принадлежащем ей жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Не может повлечь отмену состоявшегося решения довод жалобы о том, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления и лицом из числа детей-сирот невозможно, поскольку не обеспечено финансированием, повлечет нарушения федерального законодательства, является несостоятельным как основанный на неправильном толковании норм материального права.
В силу приведенного выше федерального законодательства Российской Федерации, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению жильем с момента возникновения такого права, реализация такого права не ставиться в зависимость от финансирования исполнения обязательства.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании и толковании норм права.
Поскольку других доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, то оснований для отмены состоявшегося судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 15 декабря 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Алтайского района - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Пархомович Г.П.
Пронина А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.