Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Бекловой Ж.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Дьяченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
11 марта 2015 года апелляционную жалобу Корнеевой А.Ю. и Корнеева И.А. на решение Ногинского городского суда Московской области от 31 июля 2014 года по гражданскому делу по иску Корнеевой Аэлиты Юрьевны и Корнеева Игоря Анатольевича к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N83", Управлению образования Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области о взыскании расходов на питание детей в школе,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истца и его представителя, представителей ответчиков,
УСТАНОВИЛА:
Корнеева А.Ю. и Корнеев И.А. обратились в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N83", Управлению образования Администрации Ногинского муниципального района "данные изъяты", Администрации Ногинского муниципального района "данные изъяты" о взыскании расходов на питание детей в школе в размере 138454 руб..
Требования мотивировали тем, что являются многодетными родителями. В браке состоят с 20.07.1989 года. От брака имеют двоих детей фио, 26.12.1997 года рождения и К. фио, 01.03.2007 года рождения. Шестеро детей являются приемными: фио 05.04.2005 года рождения; фио, 08.08.1995 года рождения; фио, 24.06.1996 года рождения; фио, 18.01.2011 года рождения; фио, 18.01.2011 года рождения; фио, 08.08.2002 года рождения.
Дети фио, фио, фио, фио, фио учатся в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N83". В школе было обеспечено бесплатное питание: завтрак и обед. С 01.09.2012 года в предоставлении детям бесплатного питания отказано.
Ответчики иск не признали.
Решением Ногинского городского суда от 31 июля 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38).
Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством, отцовством и детством.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи родителям по содержанию детей указывает и Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года. Так, согласно ее статье 26 государства - участники Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством; эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей (пункты 1 и 3).
В целях обеспечения гарантированной государством защиты семьи, материнства, отцовства и детства Российская Федерация совместно с субъектами устанавливает общие начала их защиты, определяет категории лиц, нуждающихся в ней, предусматривает различные льготы для многодетных семей.
Для поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года N431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее Указ N431) для многодетных семей установлены меры социальной поддержки, в числе которых бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.
Правительству РФ было предписано проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, в целях осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки.
Согласно п.3 Указа N431 Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.
В соответствии с п.2 совместного Письма Минфина России и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 года N51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате указанный услуг должно производится за счет местных бюджетов.
Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 года NГКПИ 03-139 пункт 2 названного Письма признан недействующим. Впоследствии порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление льгот многодетным семьям не устанавливался.
Во исполнение названного Указа N431 издано Постановление Главы администрации Московской области от 29.07.1992 года N168 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в п.1 которого установлено, что на территории Московской области многодетными семьями, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, являются семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет.
Согласно п.8 данного Постановления, главам администраций городов и районов предписано установить бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений за счет средств всеобуча и других внебюджетных отчислений.
В силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отражены в ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Согласно ч.2 ст.8 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (подп.24 п.2).
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон Московской области N1/2006-ОЗ).
Согласно положениям ст.2 Закона Московской области N1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (абзац 5 ст.2 Закона Московской области N1/2006-ОЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, семья Корнеева И.А. и Корнеевой А.Ю. является многодетной. В браке супруги Корнеевы состоят с 20.07.1989 года. От брака имеют двоих детей фио 26.12.1997 года рождения и К. фио, 01.03.2007 года рождения. Шестеро детей являются приемными: фио 05.04.2005 года рождения; фио, 08.08.1995 года рождения; фио, 24.06.1996 года рождения; фио, 18.01.2011 года рождения; фио, 18.01.2011 года рождения; фио, 08.08.2002 года рождения.
Дети истцов К. Д., фио, фио, фио, фио проходили обучение в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N83". С 01.09.2012 года по 30.05.2013 года, а также в январе и феврале 2014 года в школе детям не предоставлялось бесплатное питание.
С учетом требований Семейного законодательства и вышеприведенных норм, истцы и их дети являются членами многодетной семьи и имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обозначенной категории семей.
В соответствии со ст.1 Закона Московской области от 19.01.2005 года N24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях" (далее Закон Московской области N24/2005-ОЗ) частичная компенсация стоимости питания назначается отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях, негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Московской области.
Согласно ч.3 ст.3 Закона Московской области N24/2005-ОЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
В силу ст.4 Закона Московской области N24/2005-ОЗ средства для частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области и в негосударственных общеобразовательных учреждениях в Московской области, прошедших государственную аккредитацию, предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (далее - органы местного самоуправления) по согласованию с муниципальными общеобразовательными учреждениями в Московской области и негосударственными общеобразовательными учреждениями в Московской области, прошедшими государственную аккредитацию, в пределах выделенных финансовых средств определяют категории получателей, порядок выплаты денежной компенсации или предоставления дотации на питание.
На основании ст.4.1 Закона Московской области N24/2005-ОЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области и в негосударственных общеобразовательных учреждениях в Московской области, прошедших государственную аккредитацию.
Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий (в том числе административные регламенты).
Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района Московской области от 28.12.2011 года N657\60 утверждены категории получателей и Положение о предоставлении дотации на питание учащихся общеобразовательных учреждений Ногинского муниципального района с 01.01.2012 года.
На основании указанного решения Управлением образования Администрации Ногинского муниципального района Московской области 17.09.2012 года издан приказ N538 "Об организации питания школьников в общеобразовательных учреждениях Ногинского муниципального района с 01.09.2012 года". Согласно п.1.1 данного приказа дотации на питание предоставляются учащимся общеобразовательных учреждений, в частности детям, находящимся под опекой, на которых не выплачивается пособие опекунам на их содержание, по данным общеобразовательных учреждений Ногинского района и Управления опеки и попечительства (пп."г").
В числе категорий получателей дети из многодетных семей не были поименованы.
Постановлением Администрации Ногинского муниципального района Московской области N471 от 22.03.2013 года утверждены категории получателей и Положение о предоставлении дотации на питание учащихся общеобразовательных учреждений Ногинского муниципального района". В числе категории получателей указаны дети из многодетных семей.
В п.2.6 Положения предусмотрено, что дотация на питание предоставляется детям из многодетных семей по данным общеобразовательных учреждений Ногинского муниципального района и заявлений законных представителей детей.
Для получения дотации на питание детям из многодетных семей в образовательное учреждение предоставляется заявления законных представителей детей многодетных семей с приложением копий свидетельств о рождении детей, не достигших возраста 18 лет (п.6 Положения).
Судебная коллегия не может согласиться с позицией ответчика - Администрации Ногинского муниципального района - о том, что предоставление горячего питания детям из многодетных семей в течение 2013 года носило заявительный характер, а заявления от истцов не поступало, свидетельства о рождении не представлялись.
То обстоятельство, что К. Д., фио, фио, фио, фио являются детьми из многодетной семьи было известно в образовательном учреждении. При поступлении в школу родители представляли свидетельства о рождении детей. Эти документы имеются в личных делах детей, что не оспаривалось директором школы.
Право детей истцов на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием основано на Указе Президента РФ от 05.05.1992 года N431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законе Московской области от 19.01.2005 года N24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях", Законе Московской области от 12.01.2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" и предоставление им соответствующих льгот не может зависеть от наличия или отсутствия письменного заявления родителей.
Вместе с тем, меры социальной поддержки в виде обеспечения детей из многодетных семей горячим питанием предоставляются в натуральном виде. Замена этих мер денежной компенсацией не предусмотрена. В этой связи требования истцов о взыскании расходов на питание детей в школе в размере 138454 руб. обосновано отклонены судом первой инстанции.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 31 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корнеевой А.Ю. и Корнеева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.