Президиум Московского областного суда в составе:
Председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Мязина А.М., Николаевой О.В., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретаре Кулымовой А.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Военного комиссариата Московской области к Фирсову В В о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии,
по кассационной жалобе Фирсова В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 02 июня 2014 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В., объяснения Фирсова В.В. и его представителя Шварцман Т.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к Фирсову В.В. о взыскании незаконно полученной пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 13 сентября 2010 года Фирсову В.В. назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. 03 февраля 2012 года Фирсов В.В. поступил на службу в таможенные органы. О данном обстоятельстве Военному комиссариату Московской области стало известно только в феврале 2013 года, в связи с чем с 01 марта 2013 года выплата пенсии ответчику приостановлена. В результате Фирсов В.В. незаконно получил пенсию в размере ... рублей.
Фирсов В.В. исковые требования не признал.
Решением Клинского городского суда Московской области от 27 марта 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 02 июня 2014 года решение суда отменено, вынесено новое решение, которым с Фирсова В.В. в доход федерального бюджета взыскана переплаченная пенсия за выслугу лет за период с 03 февраля 2012 года по 28 февраля 2013 года в сумме ...
В кассационной жалобе Фирсов В.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 02 июня 2014 года отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
22 декабря 2014 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Васильевой Т.А. от 16 февраля 2015 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом командира 6955 гвардейской авиационной базы (1 разряда) командования военно-транспортной авиации от 02 августа 2010 года N 34 Фирсов В.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 12 сентября 2010 года исключен из списков личного состава.
С 13 сентября 2010 года Фирсову В.В. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При назначении пенсии Фирсов В.В. взял на себя обязательство сообщить в пенсионный отдел военного комиссариата обо всех обстоятельствах, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии, либо лишающих права на дальнейшее ее получение.
03 февраля 2012 года Фирсов В.В. поступил на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность ведущего инженера по эксплуатации воздушных судов авиационного отдела тыловой службы Центрального таможенного управления.
11 февраля 2012 года Фирсов В.В. направил в Военный комиссариат Московской области по городу Клин и Клинскому району уведомление о принятии на службу в таможенные органы. Выплата пенсии Фирсову В.В. приостановлена с 01 марта 2013 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Фирсову В.В., суд первой инстанции исходил из того, что в силу законодательства, регулирующего вопросы назначения пенсии по выслуге лет лицам, проходившим военную службу, Фирсов В.В. имеет право в период работы в таможенных органах на получение пенсии по выслуге лет. Суд указал, что выплата пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть ему приостановлена в случае возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, и удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что поступление ответчика на службу в таможенные органы влечет приостановление выплаты назначенной по линии Министерства обороны РФ пенсии за выслугу лет на период прохождения этой службы.
Между тем с данным выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды: государственная, гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба ( статья 2).
Согласно п. 1 и 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства /подданства/ иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство /подданство/ иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане /иностранные граждане/, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Как следует из частей первой и второй статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу и на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы /в том числе в любых других государствах/ выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способность своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона Российской Федерации N 4468-1).
Исходя из содержания приведенных нормативных положений, служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную службу.
Таким образом, выплата ответчику пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 приведенного Закона могла быть приостановлена ответчику только в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего. Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров, поступивших на службу в таможенные органы без возобновления военной службы, не распространяется.
Поскольку правовых оснований для приостановления выплаты пенсии Фирсову В.В. не имелось, выводы суда апелляционной инстанции о взыскании суммы полученной им пенсии за выслугу лет за период с 03 февраля 2012 года по 28 февраля 2013 года нельзя признать законными.
Допущенные судом апелляционной инстанции существенные нарушения норм материального права являются в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 02 июня 2014 года отменить, решение Клинского городского суда Московской области от 27 марта 2014 года оставить в силе.
Председательствующий В.М.Волошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.