Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 г. по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Понамаревой Л.Ф. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился с иском в суд в интересах Понамаревой Л.Ф. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Понамарева Л.Ф. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с января 2010 по 23.07.2012г. исходя из площади 36 кв.м.
Поскольку общая площадь квартиры составляет 70,3 кв.м., отапливаемая - 66,7 кв.м., истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 66,7 кв.м.
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п.4 ч.1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.
Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу в указанный период назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению, исходя из меньшей площади жилья.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокурор просил суд признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Понамаревой Л.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012г. исходя из площади 36 кв.м., и действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Понамаревой Л.Ф. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Кроме того, просил возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление исходя из площади жилого помещения - 44,46 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012г., также возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Понамаревой Л.Ф. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Признаны действия муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Понамаревой Л.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012г. исходя из площади 36 кв.м., незаконными.
Муниципальное унитарное предприятие г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" обязано произвести перерасчет Понамаревой Л.Ф., проживающей по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из площади жилого помещения - 44,46 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Понамаревой Л.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанные периоды.
На Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску возложена обязанность по выплате Понамаревой Л.Ф. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанные периоды.
С муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" взыскана госпошлина в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе третье лицо Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит об отмене решения по тем основаниям, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к иску не был приложен расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой в отзыве ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет оставлено судом без внимания. При предъявлении прокурором исковых требований им не была проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не приведены доказательства, свидетельствующие о неправильности таких расчетов, исходя из которых управлением была выплачена компенсация. Полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсация могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере.
В письменных возражениях прокурор г. Новоалтайска просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу третьего лица Главалтайсоцзащиты - без удовлетворения.
В суде в апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. возражала против удовлетворения жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле в Алтайский краевой суд не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Разрешая спор, суд установил, что Понамарева Л.Ф. является реабилитированным лицом и имеет право на льготы в силу Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий". Она зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГ с супругом Понамаревым А.С., которой является получателем компенсации расходов на оплату коммунальных услуг как ветеран труда, а так же в спорный период с ними проживал сын Понамарев Д.А..
Организацией - поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истицы является МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети".
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску с 01.102010 истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - 01.10.2007. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение ее к категории реабилитированных. (л.д.22)
Из выписки из лицевого счета о начислении, оплате и ЕДК за отопление следует, что общая площадь квартиры составляет 59,4 кв.м., расчет ЕДК за отопление производился в пределах нормативной площади с учетом членов семьи в период с января 2010 по 23.07.2012г. льгота предоставлялась исходя из площади 18 кв.м. на одного человека, т.е. 36 кв.м. (л.д.45)
Таким образом, из материалов дела усматривается, что начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС (в ред. Закона от 08.05.2008) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края N 156-ЗС от 27.12.2007 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу ст. 4 данного Закона компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 настоящего Закона.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п.14 правил).
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно п.29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. п. 37, 38 Правил).
Постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г. Новоалтайске", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
С учетом изложенного вывод суда о том, что в нарушение требований законодательства льгота истцу предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 18 кв.м. на одного человека, т.е. 36 кв.м.
Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что прокурором не была проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не приведены доказательства, свидетельствующие о неправильности таких расчетов, и что только при наличии расчета недополученной компенсация могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере. Таким образом, доводы жалобы в этой части являются несостоятельными.
Доводы жалобы о нерассмотрении судом ходатайства третьего лица Главалтайсоцзащиты о понуждении прокурора предоставить расчет, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований, является правильным, основанным на нормах закона и подтвержденным материалами дела.
При этом судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения в части указания об обязанности муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" произвести перерасчет истцу денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012, поскольку при расчете размера площади суд указал, что согласно техническому паспорту общая полезная площадь - 66,7 кв.м., учел именно эту площадь при расчете и самостоятельное право супруга на получение льготы, обязал ответчика произвести перерасчет истице денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из площади жилого помещения - 44,46 кв.м.
Между тем, делая такой вывод, суд не учел, что предметом спора является размер льготы на прошлый период, которая носит компенсационный характер.
Согласно п.16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утв. Постановлением Администрации края от 01.04.2008 N126 денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Как следует из материалов дела, истица за спорный период оплачивала отопление исходя из площади 59,4 кв.м, а не из 66,7 кв.м. В договоре на оказанию услуг по теплоснабжению, заключенном Понамаревым А.С. с ответчиком муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" им указана площадь для отопления 59,4 кв.м. (л.д.46) Следовательно, 59,4 : 3 членов семьи = 19,8 х 2 (истица и ее сын) = 39,6 кв.м. - площадь жилого помещения из которого должен быть определен денежный эквивалент льготы истицы.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Уточнить это решение в части указания об обязанности муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" произвести перерасчет истцу денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление за период с 01.01.2010 года по 23.07.2012, исходя из площади жилого помещения вместо 44,46 кв.м. указать 39,6 кв.м.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.