Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2014 года
по делу по иску С.О.Б. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.О.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края (далее также УПФР) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включении в специальный льготный стаж периоды работы в лечебном учреждении, просила обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права - с ДД.ММ.ГГ года.
Свои доводы мотивировала тем, что в ДД.ММ.ГГ она обратилась в УПФР с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением от ДД.ММ.ГГ ей было отказано в установлении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, так как в страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не были зачтены периоды ее работы в лечебных учреждениях. Считает, что УПФР необоснованно исключило при начислении льготного трудового стажа периоды ее работы в качестве заведующей роддомом, периоды нахождения в командировках и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, на специализациях. Полагает, что истец, работая в спорный период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве заведующей роддомом, осуществляла врачебную деятельность, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение, выполняемые ею в указанный период функции соответствовали функциям врача. Отсутствие в наименовании должности, занимаемой истцом в спорный период слова "врач" не может влиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществляемой ею лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости., при этом исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Положения Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают возможность работодателю направлять работника для выполнения его должностных обязанностей в иную местность, отличающуюся от предусмотренного трудовым договором места работы, без изменения существенных условий трудового договора. Поскольку нахождение истца в служебных командировках являлось выполнением возложенных на работника должностных обязанностей вне основного места работы, с оплатой по занимаемой им должности, и необходимыми отчислениями, не включение в специальный стаж периодов нахождения истца в служебных командировках, влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав.
В ходе рассмотрения дела истец С.О.Б. увеличила исковые требования, о чем представила заявление, неоднократно уточняя требования в части зачета стажа работы, в окончательном варианте настаивая на удовлетворении исковых требований о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГ УПФР об отказе в установлении пенсии, просила обязать Ответчика назначить С.О.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГ года, включив при этом в подсчет специального льготного стажа С.О.Б. следующие периоды трудовой деятельности из расчета 1 год и 6 месяцев за 1 год работы.
Командировки: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, продолжительностью всех периодов - 03 месяца 18 дней, в льготном исчислении - 05 месяцев 12 дней.
Повышение квалификации: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, продолжительностью - 08 месяцев 01 день, в льготном исчислении - 01 год 01 день.
Больничный лист - декретный отпуск с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, продолжительностью - 03 месяца 22 дня, в льготном исчислении 05 месяцев 18 дней.
Периоды работы заведующей родильным отделением: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ- 04 месяца 05 дней, с ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ - 09 месяцев 11 дней, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ- 08 месяцев 23 дня, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 03 месяца 22 дня, всего продолжительностью - 02 года 02 месяца 01 день, в льготном исчислении - 03 года 03 месяца 01 день.
Периоды работы врачом-интерном по акушерству и гинекологии, врачом акушером-гинекологом: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 09 месяцев 25 дней, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 02 года 15 дней, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 05 месяцев 15 дней, всего продолжительностью - 03 года 03 месяца 25 дней, в льготном исчислении - 04 года 11 месяцев 22 дня.
Больничный лист - декретный отпуск: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 03 месяца, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 02 месяца 15 дней, всего продолжительностью - 05 месяцев 15 дней, в льготном исчислении - 08 месяцев 07 дней.
Работа врачом акушером гинекологом: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 04 месяца 21 день, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 04 месяца 12 дней, всего продолжительностью - 09 месяцев 03 дня, в льготном исчислении - 01 год 01 месяц 19 дней.
Отпуск по уходу за ребенком: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 06 месяцев 22 дня, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 05 месяцев 15 дней, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - 07 месяцев 15 дней, всего 01 год 07 месяцев 2 дня, в льготном исчислении 02 года 05 месяцев 18 дней.
Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2014 года исковые требования С.О.Б. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об отказе С.О.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
На Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского возложена обязанность включить в специальный стаж работы С.О.Б., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год, следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - работа в должности врача-интерна с прохождением одногодичной интернатуры по акушерству-гинекологии в Локтевской центральной районной больнице;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - работа в муниципальном учреждении здравоохранения "Локтевская центральная районная больница" в должностях: врач-акушер-гинеколог в акушерском отделении, заведующая родильным отделением, заведующая роддомом;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, - отпуска по беременности и родам за период работы в муниципальном учреждении здравоохранения "Локтевская центральная районная больница";
- с ДД.ММ.ГГ - периоды командировок;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ период нахождения на цикле специализации "Клиническое акушерство и антенатальная охрана плода";
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Также на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края возложена обязанность назначить С.О.Б. досрочную трудовую пенсию по старости на льготных условиях с ДД.ММ.ГГ.
В остальной части иска С.О.Б. отказано.
С Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края взысканы в пользу С.О.Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указано, что должность врача-интерна в номенклатуре должностей медицинского и фамацевтического персонала выделена как самостоятельная должность и прямо не отнесена к числу врачей -специалистов, кроме того, им устанавливается нагрузка не более 50% онагрузки предусмотренной для врачей-специалистов, что не позволяет квалифицировать врача-интерна в полной мере как врача специалиста, работающего по врачебной специальности на самостоятельной основе. Кроме того, в штатном расписании ЦРБ "адрес" не отражен роддом как структурно выделенное подразделение районной больницы, в период с ДД.ММ.ГГ значились гинекологическое и родильное отделения. Должность "заведующая" внесена в приказ и трудовую книжду с нарушением требований приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N377 о том, что наименование должности "заведующий" (структурным подразделением) должно дополняться наименованием врачебной должности (заведующая роддомом-врач акушер-гинеколог). Также имеются расхождения в дате назначения истца заведующей роддомом по записи в трудовой книжке и по приказу. Кроме того, по штатному расписанию и тарификационным спискам в 1992-1994 г. истец работала врачом-гинекологом в женской консультации, в ДД.ММ.ГГ г. врачом акушером-гинекологом в гинекологическом отделении. При этом, в период с ДД.ММ.ГГ в штатным расписаниях Локтевской ЦРБ имелись гинекологическое и родильное отделения, а акушерского отделения и роддома не усматривается. ДД.ММ.ГГ г. у истца начинается больничный лист по беременности и родам. Полагает, что поскольку период отпуска по беременности и родам не может рассматриваться как профессиональная деятельность, в данный период сохраняются только трудовые отношения, указанный период может быть включен в специальный стаж только в календарном исчислении. Также указывает, что согласно Правил исчисления периодов, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные работы, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, отпуска без сохранения заработной платы, командировки в указанном перечне не предусмотрены. Полагает, что поскольку судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, а льготный стаж истца на день обращения в Пенсионный фонд РФ составляет 24 года 11 месяцев 19 дней вместо требуемых 30 лет, то решение суда в части удовлетворенных требований является незаконным и подлежит отмене.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белокурихе Алтайского края С.М.В. доводы апелляционной жалбы поддержал, представитель истца С.О.Б. - С.В.В возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Истец С.В.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы для назначения данного вида досрочной пенсии.
Согласно вышеуказанному Списку право на досрочное назначение пенсии имеют врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в "больнице всех наименований", "женской консультации", "родильных домах".
В соответствии с п.п. "б" п. 5 вышеназванных Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню, год работы засчитывается в стаж на соответствующих работах как год и шесть месяцев.
Согласно п. 1 раздела "Наименование структурных подразделений" и п.1 раздела "Наименование должностей" Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев льготное исчисление специального стажа предоставлено оперирующим врачам-специалистам всех наименований, в том числе оперирующим врачам-заведующим
всех наименований отделений хирургического профиля стационаров, в том числе: акушерских, акушерских физиологических, акушерских обсервационных, акушерских патологии беременности, гинекологических.
Согласно абз. 3 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (далее также постановление Пленума) по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до ДД.ММ.ГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2001 г. года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 01.11.1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999 года.
В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464.
Таким образом, при исчислении специального стажа применяются правила и нормы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464, с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N1066, с 12.11.2002 г. - в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. N781.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" было установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с п. 2 названного постановления врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы подлежит зачету в специальный стаж за один год и шесть месяцев.
Кроме того, из письма Минздрава России от 13.11.1997 года N 2510/8568-97-32 следует, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
В Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденном приказом Минздрава РФ от 29.01.1999 г. N 28 "О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений", в числе отделений поименовано "акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности)".
При отнесении отделений к числу хирургических применяется перечень хирургических отделений, содержащийся в п. 3.3.5.1 Приказа Минздрава России от 15.10. 1999 г. N 377, которыми в частности являются: акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), гинекологическое.
Из положения об организации деятельности родильного дома (отделения), утвержденного приказом Минздрава от 24.09.2007 г. N 621 следует, что родильный дом (отделение) создается в виде лечебно-профилактического учреждения (структурного подразделения в составе организаций здравоохранения) с целью оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовой период, а также новорожденным в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Руководство родильным домом осуществляет главный врач, который назначается на должность в соответствии с трудовым законодательством. Руководство родильным отделением, созданным в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заведующий отделением, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения.
К функциям родильного дома (отделения) относится в том числе, оказание стационарной акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде.
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 года N 808н "Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи" следует, что рекомендуемая структура родильного дома состоит из различных отделений, в числе которых имеется отделение патологии беременности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ С.О.Б. обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГ С.О.Б. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого специального стажа. В решении указано, что документально С.О.Б. подтвержден специальный стаж 25 лет 00 месяцев 06 дней.
При этом, в стаж, дающий право С.О.Б. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком были включены периоды работы истца в должности: врача-интерна, работы в МУЗ " "данные изъяты"" в должностях: врач-акушер-гинеколог в акушерском отделении, врач-акушер-гинеколог в женской консультации, в календарном исчислении. При этом, периоды работы истца в должности: заведующая родильным отделением, заведующая роддомом, а также периоды нахождения в декретном отпуске (больничный лист) и по уходу за ребенком, периоды командировок, специализации и курсов повышения квалификации, в специальный стаж не включены по причине отсутствия документального подтверждения факта осуществления врачебной деятельности.
Суд, удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж работы С.В.В. периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности врача-интерна с прохождением одногодичной интернатуры по акушерству-гинекологии в Локтевской центральной районной больнице, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должностях: врач-акушер-гинеколог в акушерском отделении, заведующая родильным отделением, заведующая роддомом в муниципальном учреждении здравоохранения " "данные изъяты"" в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, пришел к выводу, что истец в спорные периоды фактически осуществляла врачебную деятельность хирургического профиля: проведение операций, лечение больных в стационаре и ведение родов, а в период прохождения интернатуры по специальности " "данные изъяты"" занимала штатную должность врача-интерна с исполнением обязанностей врача акушера-гинеколога, в том числе участвовала в проведении операций в отделении гинекологии.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для дела, представленных суду доказательствах, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в пункте 16
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Поскольку материалами дела подтвержден факт осуществления истцом врачебной деятельности в качестве оперирующего врача отделения хирургического профиля, предусмотренного Перечнем, в периоды прохождения интернатуры в гинекологическом отделении, работы в должности врача-акушера-гинеколога в акушерском отделении и заведующей роддомом, заведующей родильным отделением в МУЗ " "данные изъяты"", то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для зачета указанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении как год и шесть месяцев за один год работы в соответствии с п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы для назначения данного вида досрочной пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Также судебная коллегия полагает, что верным является вывод суда о включении периодов нахождения истца на специализации, курсах повышения квалификации, а также командировках в специальный стаж в том же порядке, что и вышеуказанные периоды работы, во время выполнения которой истец направлялась работодателем на специализацию, курсы и в командировку.
То обстоятельство, что истец на основании приказов работодателя направлялась в спорные периоды на специализацию, курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, подтверждается приказами, свидетельствами и сертификатами о повышении квалификации, что также свидетельствует о том, что указанное обучение являлось, обязательной частью трудовой деятельности истца и за ней сохранялось место работы, что соответствует положениям ст.187 Трудового кодекса РФ (ст. 112 КЗоТ РСФСР).
В силу пункта 4 Правил N516, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилам или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ (ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего также в спорные периоды) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Более того, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников. Поскольку период нахождения на курсах усовершенствования врачей приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Поскольку работа, на которой была занята истица в периоды нахождения на специализации и курсах повышения квалификации, подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении, то данные периоды также подлежат зачету в льготном порядке, то есть в полуторном размере.
Кроме того, в соответствии с положениями ст.ст. 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Положения Трудового кодекса РФ предоставляют работодателю возможность направлять работника для выполнения его должностных обязанностей в иную местность, отличающуюся от предусмотренного трудовым договором места работы, без изменения существенных условий трудового договора, которыми являются, в соответствии с положениями ст.ст. 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации работа по обусловленной трудовой функции, что указывает на выполнение работником возложенных на него обязанностей и оплата за предусмотренную трудовым договором деятельность по занимаемой работником должности.
Поскольку нахождение истца в служебной командировке являлось выполнением возложенных на нее должностных обязанностей вне основного места работы, с оплатой по занимаемой ею должности, и необходимыми отчислениями, не включение ответчиком в специальный стаж периодов нахождения истца в служебной командировке повлекло необоснованное ограничение объема ее пенсионных прав. Поскольку работа, на которой была занята истица в период нахождения в командировке, подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении, то данный периоды также подлежат зачету в таком же порядке.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, среди периодов, которые не включаются в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения в командировке и на курсах повышения квалификации не поименованы.
В соответствии со ст.11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Аналогичное положение содержалось ст. 92 Закона РФ "О государственных пенсиях Российской Федерации" от 20.11.1992г. N340-1.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, утвержденных постановлением от 11.07.2002 г., N 516, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
В совместном Информационном письме Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 ноября 2002 года N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 дано разъяснение, что отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.
Как следует из материалов дела, истец находилась в отпуске по беременности и родам в периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года. При этом, основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.
На основании изложенного, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, то есть периоды получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности следует включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пепсин по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Спорные периоды отпуска по беременности и родам имели место в период работы С.О.Б., исчисляемый в льготном порядке.
Таким образом, поскольку в период нахождения С.О.Б. в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, за ней сохранялось место работы и другие гарантии, то указанные периоды обоснованно включены судом первой инстанции в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и засчитаны в том же порядке, как работа в период, в который предоставлены указанные отпуска, то есть 1 год и 6 месяцев за 1 год работы.
Таким образом, с учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом, у истца, на момент обращения в пенсионный орган, имелся необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 30-летний стаж, предусмотренный п. 20 ч.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Срок назначения трудовой пенсии правомерно определен судом в соответствии со ст. 19 названного Закона со дня обращения за указанной пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГг.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и основаны на ошибочном толковании норм материального права, а также по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, которая была предметом рассмотрения суда первой инстанции, правовые основания для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает, а потому они не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
Доводов, ставящих под сомнение законность судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку решение суда в части отказа истцу в удовлетворении требований не обжалуется, то предметом рассмотрения судебной коллегии не является.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белокурихе Алтайского края на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 11 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.