Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула Алтайского края на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 ноября 2014 года по делу
по иску К.А.С., К.О.Г. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о признании приказа от ДД.ММ.ГГ *** незаконным.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ зарегистрирован брак между К.А.С. и К.О.Г. Г.).
ДД.ММ.ГГ К.А.С. обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (далее - КЖКХ г.Барнаула) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края с заявлением о принятии на учет его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГ приказом КЖКХ г.Барнаула *** семье К.А.С. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, со ссылкой на то, что заявитель до ДД.ММ.ГГ проживал в качестве члена семьи собственников квартиры, общей площадью 81,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", "адрес"; супруга К.О.Г. до ДД.ММ.ГГ проживала в качестве члена семьи собственников жилого дома, общей площадью 75,3 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в связи с чем до ДД.ММ.ГГ семья К.А.С. была обеспечена суммарной общей площадью жилых помещений более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы 27.02.2006 N294, ссылаясь при этом на п.2 ч.1 ст.51, п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, К.А.С., К.О.Г. обратились в суд с иском к КЖКХ г.Барнаула и с учетом уточнения просили признать приказ КЖКХ г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** "Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье К.А.С." незаконным и возложить обязанность рассмотреть заявление К.А.С. от ДД.ММ.ГГ о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставленные документы в установленном законом порядке.
В обоснование требований, ссылаясь на названные обстоятельства, указали, что решение органа местного самоуправления, выраженное в форме приказа является незаконным и необоснованным, как принятое с нарушением норм действующего законодательства, препятствующего реализации права заявителей на признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, а также права молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и последующей реализации прав на предоставление государственной поддержки молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, на обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение или строительство жилья, на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках Программы из федерального, краевого и местных бюджетов для улучшения жилищных условий. Вопреки выводам ответчика семейные отношения с собственниками жилых помещений, в которых они были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГ и до ДД.ММ.ГГ, но не проживали в них с ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ прекращены, и как, следствие они, перестали быть членами семьи собственников данных жилых помещений.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13.11.2014 исковые требования удовлетворены и постановлено.
Признать приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** "Об отказе в признании нуждающемся в жилом помещении молодой семье К.А.С." незаконным.
Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность рассмотреть заявление К.А.С. от ДД.ММ.ГГ о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставленные документы в установленном законом порядке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения. В обоснование доводов, ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015"" годы", постановление администрации Алтайского края от 29.12.2010 N590 "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы"", постановление администрации г.Барнаула от 25.05.2011 N1626 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г.Барнауле на 2011-2021 годы"", ст.ст.31,51,53 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие оснований для признания истцов нуждающимися в жилом помещении, поскольку последние вселены в жилые помещения в качестве членов семьи собственников. Отмечает, что, несмотря на то, что истцы выехали из жилых помещений, однако, право пользования ими не утратили. Полагает, что регистрация заявителей по месту жительства свидетельствует о проживании в указанных жилых помещениях.
Апеллятор считает, что при разрешении настоящего спора суду первой инстанции необходимо принимать во внимание только те документы, которые были представлены заявителями в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся. При этом сам КЖКХ г.Барнаула не имеет полномочий на запрос иных документов, а также на установление фактического место жительства заявителей.
Кроме того, при определении законности решения органа местного самоуправления, суду надлежит устанавливать ряд обстоятельств, таких как: наличие у органа полномочий на принятие соответствующих решений, соблюдение порядка принятия решения, а также соответствие содержания оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.
В письменных возражениях представитель истцов С.В.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании истцы К.О.Г., К.А.С., их представитель С.В.В. просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан в качестве нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены ст.51 ЖК РФ.
В целях поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы и предоставления им возможности получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, постановлением администрации Алтайского края от 29.12.2010 N590 утверждена государственная программа Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с постановлением администрации Алтайского края "О признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках реализации государственной программы Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы" от 11.04.2011 N172 признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых они постоянно проживают, в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.51 ЖК РФ о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч.ч.1,2 Закона Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а также граждане, ставшие полностью дееспособными в результате вступления в брак или эмансипации, вправе подать заявление в орган местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N694, относится к полномочиям указанного органа.
Согласно п.п.1 п.1 Решения Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв.м общей площади на одного члена семьи.
Разрешая настоящий спор, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку истцы не являются членами семьи собственников жилых помещений, оснований для отказа в удовлетворении заявления К.А.С. о признании молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанным основаниям, у ответчика не имелось.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы в этой части находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из положений указанной статьи следует, что условиями для признания граждан нуждающимися являются наличие у них в собственности, либо по договорам социального найма жилых помещений менее учетной нормы площади, либо наличие у них статуса члена семьи собственника, либо нанимателя.
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что фактически К.А.С. с ДД.ММ.ГГ, а К.О.Г. с ДД.ММ.ГГ ввиду поступления в образовательные учреждения "адрес" и начала трудовой деятельности не проживают со своими родителями в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях, в связи с чем прекратили быть членами их семей. С ДД.ММ.ГГ истцы зарегистрированы и проживают в квартире N *** по "адрес", собственником которой является сестра К.А.С. - Е.О.С., членами семьи которой истцы не являются.
Доказательств того, что истцы в настоящее время являются членами семьи собственников жилых помещений, в связи с чем, сохраняют право пользования указанными жилыми помещениями, в материалах дела не имеется.
Доводы ответчика в этой части судебная коллегия находит несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права и направленными на переоценку фактических обстоятельств по делу, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, сведений о том, что истцами совершены какие-либо действия, направленные на намеренное ухудшение жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых возможно применении положений ст.53 ЖК РФ не имеется. Сам по себе отказ К.О.Г. ДД.ММ.ГГ от участия в приватизации жилого дома, в качестве названных действий рассматриваться не может.
Ссылки в жалобе о том, что при принятии решения суду надлежит принимать во внимание только те документы, которые представлены заявителями в орган местного самоуправления, а также то, что при разрешении спора необходимо учитывать ряд обстоятельств, верных выводов суда первой инстанции не опровергают.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.