Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
третьего лица на стороне ответчика комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 г. по делу по иску прокурора Волчихинского района Алтайского края в интересах Гончаровой С.В. к МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончарова С.В. работает с ДД.ММ.ГГ по настоящее время уборщиком служебных помещений в МКДОУ "Волчихинская средняя школа N2".
ДД.ММ.ГГ прокурор Волчихинского района Алтайского края в интересах Гончаровой С.В. обратился в суд с иском к МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование иска истец указал на то, что в результате проведенной в школе проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что истице заработная плата начисляется и выплачивается работодателем в размере, не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
Начисление и выплата заработной платы истице производилась в нарушение положений Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", статьи 133 ТК РФ, размер районного коэффициента был ниже 1,25 и включался в минимальный размер оплаты труда.
Несоблюдение работодателем вышеизложенных требований законодательства существенным образом нарушает права Гончаровой С.В. на получение заработной платы в полном размере.
За период с сентября по октябрь 2014 года общий размер не начисленной Гончаровой С.В. заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика, составляет "данные изъяты" коп.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд признать незаконными действия ответчика по начислению и выплате истице заработной платы ниже установленного трудовым законодательством РФ, возложить обязанность на ответчика установить Гончаровой С.В. с 01.11.2014 года заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25% до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений, взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за сентябрь-октябрь месяц 2014 года в размере "данные изъяты" копеек.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 г. исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" по начислению и выплате Гончаровой С.В. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" обязана установить заработную плату Гончаровой С.В. с ДД.ММ.ГГ в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство, либо до прекращения трудовых отношений.
С МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" взыскана в пользу Гончаровой С.В. недоначисленная заработная плата за сентябрь-октябрь месяцы 2014 года в размере "данные изъяты" копеек.
С МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" взыскана в доход бюджета муниципального образования Волчихинский район Алтайского края государственная пошлина пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе третьего лица на стороне ответчика комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями, не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, поэтому не может быть применен районный коэффициент 1,25, а требования закона о начислении районного коэффициента к заработной плате, размер которой не может быть ниже МРОТ, не распространяется на спорные правоотношения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Волчихинского района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Как усматривается из материалов дела, что Гончарова С.В. работает с ДД.ММ.ГГ по настоящее время уборщиком служебных помещений в МКДОУ "Волчихинская средняя школа N2",
В сентябре-октябре 2014 года Гончарова С.В. отработала норму рабочего времени и выполнила нормы труда, что подтверждается копиями расчетных листков. Ответчиком указанное обстоятельство в суде не оспаривалось.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, районный суд обоснованно исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в указанном районе.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК Российской Федерации).
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,5.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Михайловского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Волчихинского района. Расходы, согласно Постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
При рассмотрении данного дела суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанное Постановление не носит рекомендательный характер и для его реализации не имеется необходимости издания соответствующего нормативного правового акта краевого уровня.
Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. районный коэффициент к заработной плате на территории Волчихинского района определен в размере 1,25.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.
Судебная коллегия полагает, что довод жалобы о рекомендательном характере Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г., несостоятелен, поскольку, в силу ст. 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого Постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно признано право истицы на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента к заработной плате, поскольку это соответствует действующему законодательству.
Соответственно, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в Волчихинском районе Алтайского края не может быть ниже "данные изъяты" копеек в месяц ( "данные изъяты" руб.+25%), когда как истице было выплачено в сентябре 2014 - "данные изъяты" руб., в октябре 2014 - "данные изъяты" руб. (л.д.10), есть ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента 25 %, чем нарушено право на справедливое вознаграждение за труд.
Таким образом, доводы жалобы не влияют на законность решения, а имеющаяся система оплаты труда, в свою очередь, не должна противоречить действующему законодательству и нарушать права работника.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица на стороне ответчика комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.