Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года по делу
по иску прокурора Волчихинского района, действующего в интересах Я.А.А. к МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волчихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Я.А.А. к МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" о признании незаконными действия ответчика по начислению и выплате Я.А.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации; возложении на ответчика обязанности установить Я.А.А. с 01 ноября 2014 года заработную плату в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25% до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений; взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за сентябрь-октябрь 2014 года в размере "данные изъяты"
В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой "адрес" Алтайского края проверки соблюдения норм трудового законодательства в МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" установлено, что "данные изъяты" Я.А.А., принятой на работу 01 апреля 2014 года, заработная плата начисляется и выплачивается работодателем в размере, не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
Размер районного коэффициента начисляемого к заработной плате должен был в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27 декабря 1997 года составлять не 20%, а 25 %.
Поскольку в размере минимального размера оплаты труда установлена только тарифная ставка (оклад), которые устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат работника, начисление и выплата работнику суммы районного коэффициента является обязательным.
Начисляемая Я.А.А. ежемесячная заработная плата не может быть в 2014 году ниже "данные изъяты". ( "данные изъяты" руб. (МРОТ) + 25% районного коэффициента).
Общий размер не начисленной Я.А.А. заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика за период с сентября по октябрь 2014 года, составляет "данные изъяты". исходя из следующего расчета: сентябрь 2014 года - 6 "данные изъяты". - "данные изъяты". (размер фактически начисленной заработной платы) - "данные изъяты". (НДФЛ 13%) = "данные изъяты"
Октябрь 2014 года - "данные изъяты". - "данные изъяты". (размер фактически начисленной заработной платы) - "данные изъяты". (НДФЛ 13%) = "данные изъяты"
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Признаны незаконными действия МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" по начислению и выплате Я.А.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
На МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" возложена обязанность установить заработную плату Я.А.А. с 01 ноября 2014 года в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25%, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.
С МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" в пользу Я.А.А. взыскана недоначисленная заработная плата за сентябрь-октябрь 2014 года в размере "данные изъяты"
С МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" в доход бюджета муниципального образования Волчихинский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе представитель третьего лица комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края просит решение суда отменить принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что финансирование работников МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" не отнесенных к краевому бюджету, осуществляется комитетом по образованию администрации Волчихинского района, в связи с чем, данным решением затронуты его права; при начислении и выплате заработной платы Я.А.А. районный коэффициент начислялся до уровня минимального размера оплаты труда; Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера; требования закона о начислении районного коэффициента к заработной плате, размер которой не может быть ниже МРОТ, не распространяется на спорные правоотношения; решение суда о начислении работнику районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда является незаконным.
В письменном возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Волчихинского района Алтайского края Г.Е.В. просит решение суда оставить без изменения.
На заседании судебной коллегии прокурор М.Е.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции Я.А.А. работает с 01 апреля 2014 года по настоящее время "данные изъяты"
Из расчетных листков следует, что в сентябре-октябре 2014 года Я.А.А. отработала норму рабочего времени и выполнила нормы труда, однако её начисленная заработная плата составила "данные изъяты". и "данные изъяты" соответственно.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части обязания ответчика начислять заработную плату Я.А.А. с 01 сентября 2014 года не ниже установленного МРОТ в Российской Федерации, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% к заработной плате на начисленную заработную плату, суд первой инстанции исходил из того, что заработная плата истца должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, при этом районный коэффициент, который для Волчихинского района Алтайского края составляет 25%, должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.При этом суд исходил из того, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, в Волчихинском районе Алтайского края не может быть ниже "данные изъяты". в месяц ( "данные изъяты" руб.+25%).
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из системного толкования положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч.2 ст.146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).
Согласно ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа положений ст.ст.129, 133, 146, 148, 315 ТК РФ следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст.ст.146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал требования истца о необходимости производить начисление районного коэффициента на установленный МРОТ законным, поскольку это соответствует действующему законодательству.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что районный коэффициент включается в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже МРОТ, нельзя признать состоятельным, поскольку он противоречит вышеприведенным нормам права.
Включение районных коэффициентов в состав МРОТ упраздняет гарантию повышенной оплаты труда лицам, работающим в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, что влечет отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречит закону.
Статьей 316 ТК РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года N325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года N4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Волчихинского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Районный коэффициент выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы.
Вследствие изложенного, ссылки в жалобе о том, что Алтайский край не является районом Крайнего Севера и приравненным к нему местностям, основаны на неправильном толковании закона.
Таким образом, судом правильно определен закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица третьего лица комитета по образованию администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.