Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Параскун Т.И.
судей: Белодеденко И.Г., Блинова В.А.
при секретаре
судебного заседания Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционной жалобе третьего лица- Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита)
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Ермоленко Лидии Генриховны к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах Ермоленко Л.Г. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС" о признании незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Ермоленко Л.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с 01.11.2008 года по 10.12.2010г. исходя из социальной нормы жилья, а не из фактически занимаемой площади "данные изъяты" кв.м., и действий Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Понамаревой Л.Ф. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Одновременно, прокурор просил возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление исходя из площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м. за период с 01.11.2008 года по 10.12.2010г., а также возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Ермоленко Л.Г. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
Истец Ермоленко Л.Г. в судебное заседание не явилась.
Прокурора Шукурова Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МУП г. Новоалтайска "НТС" Топорков А.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что МУП осуществляет расчет, исходя из краевых норм, количества членов семей, расчеты проверялись Главалтайсоцзащитой.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В отзыве поясняют, что Управление не является надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица- Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года иск удовлетворен. Действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Ермоленко Л.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление за период с 01.11.2008 г. по 10.12.2010 г. в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья признаны незаконными.
МУП г. Новоалтайска "НТС" обязано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет Ермоленко Л.Г., проживающей по адресу: "адрес" денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за период с 01.11.2008 г. по 10.12.2010 г.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Ермоленко Л.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом и МУП "НТС" за указанные периоды.
Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязано в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Ермоленко Л.Г. выплату разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанные периоды.
Взыскана с МУП г. Новоалтайска "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе третье лицо - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит данное решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что суд не проанализирован размер произведенных эквивалентов выплат, не был произведен и обоснован перерасчет недополученной компенсации, а поэтому решение не может быть признано законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения прокурора Текутьевой Я.В., просившей об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что суд правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что Ермоленко Л.Г. является реабилитированным лицом, которая была подвергнута репрессии по политическим мотивам, что подтверждено свидетельством В N *** от ДД.ММ.ГГ, справкой о реабилитации, выданной УВД Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***
Ермоленко Л.Г. проживает с сыном в квартире *** по адресу: "адрес"
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N37-ЗС, действовавшей до 24.07.2012).
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от 25.12.2013 Ермоленко Л.Г. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - 01.10.2007. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Размер общей площади жилого помещения составляет *** кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта ***
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету Ермоленко Л.Г. следует, что в период с 01.10.2008 по 30.11.2010 льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан *** - "реабилитированный", площадь определена как *** кв.м. и *** кв.м. соответственно ***
Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г. Новоалтайске", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
В силу ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 ст. 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и частями 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Судом установлено, что организацией - поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является МУП г. Новоалтайска "НТС".
При назначении, выплате компенсации Управление располагало данными об общей площади жилого помещения и имело возможность проверить правильность расчета денежного эквивалента по коммунальной услуге "отопление".
Законодательство, регулировавшее отношения сторон на момент спорных правоотношений, не предусматривало использование социальной нормы площади жилого помещения при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. В связи с этим требование прокурора о перерасчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот исходя из общей площади квартиры истца - *** кв.м, является обоснованным.
Доводы возражений о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация - поставщик услуг, в связи с чем, Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску - ненадлежащий ответчик, не основаны на законе.
Так, согласно вышеприведенному Закону Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено.
С учетом вышеизложенного, суд при разрешении данного дела правомерно исходил из того, что без возложения на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанности произвести истцу выплату разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, восстановление и защита нарушенных прав истца не будут достигнуты.
Доводы возражений поступивших от Управления о том, что являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, оно обязано лишь предоставлять в управляющую организацию списки льготополучателей, с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки, являются несостоятельными.
Также являются несостоятельными доводы, изложенные в отзыве третьего лица - Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Администрации Алтайского края.
Суд проверил доводы о пропуске трехмесячного срока обращения в суд (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) и признал их необоснованными, так как в данном случае судом разрешалось не заявление об оспаривании действий органов власти, местного самоуправления, должностных лиц в порядке главы 25 ГПК РФ, а был разрешен иск прокурора о защите нарушенного права посредством взыскания недоплаченной компенсации.
Ответчики в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции о применении последствий пропуска срока исковой давности не заявляли.
Доводы возражений о том, что прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов компенсации, не представлен расчет недополученной суммы компенсации не свидетельствуют о необоснованности исковых требований, поскольку при рассмотрении дела судом установлено нарушение прав истца на получение денежной компенсации в полном размере, в данном случае уполномоченными органами заведомо неверно был определен способ исчисления компенсации, незаконность которого и оспаривается по делу. Расчет денежного эквивалента компенсации и ее выплата относятся в соответствии с требованиями закона к полномочиям ответчиков по делу. Требования о взыскании конкретной денежной суммы компенсации по делу не заявлялись.
Предъявленные исковые требования не противоречат положениям ст. 12 Гражданского кодекса РФ о способах защиты прав.
Указание на то, удовлетворение иска повлечет перерасход средств краевого бюджета не является юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает возможность отказа в иске при установлении факта нарушения права.
Доводы третьего лица - Главалтайсоцзащиты о том, подлежал разрешению мировым судьей, не является основанием к отмене правильного по существу решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.