Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.,
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 декабря 2014 года по делу
по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Л.В.Р. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новоалтайска обратился с иском в суд в интересах Л.В.Р. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (далее по тексту - МУП г.Новоалтайска "НТС") о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Исковые требования обоснованы тем, что Л.В.Р. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. Л.В.Р. зарегистрирована и проживает в квартире общей полезной площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес". Поставщиком услуги по отоплению, производящим расчет компенсации истцу, как лицу из категории реабилитированных, является МУП г.Новоалтайска "НТС".
Из выписок из лицевого счета, предоставленных Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску и МУП г.Новоалтайска "НТС" начисление льготы и расчет денежной компенсации Л.В.Р. в период до декабря 2010 года производилось не по общей площади жилого помещения, а исходя из социальной нормы площади жилья.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах Л.В.Р. к УСЗН по г.Новоалтайску и МУП "НТС" о признании действий незаконными и возложении обязанности по перерасчету денежной компенсации расходов по отоплению за период с 10 декабря 2010 года по 23 июля 2012 года.
За период с 01 ноября 2008 года по 10 декабря 2010 года надлежащий перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов в полном объеме не выплачена, в связи с чем бездействие ответчиков является незаконным.
В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Л.В.Р. за истекший период без ограничения срока.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд признать незаконными действия МУП г.Новоалтайска "НТС" по расчету Л.В.Р. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с 01 ноября 2008 года по 10 декабря 2010 года исходя из нормативной площади жилья, и действия Управления социальной защите населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Л.В.Р. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "НТС" за указанный период; возложить на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Л.В.Р. денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за указанный период; на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску (далее по тексту - УСЗН по г.Новоалтайску) возложить обязанность по выплате Л.В.Р. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 декабря 2014 года исковые требования прокурора г.Новоалтайска в интересах Л.В.Р. удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконными действия МУП г.Новоалтайска "НТС" по расчету Л.В.Р. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с 01 ноября 2008 года по 10 декабря 2010 года в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья;
признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Л.В.Р. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "НТС" за период с 01 ноября 2008 года по 10 декабря 2010 года;
обязать Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску произвести Л.В.Р. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанный период.
В удовлетворении исковых требований о возложении на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги отопления исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за период с 01 ноября 2008 года по 10 декабря 2010 года отказано.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Судом не дан анализ правильности произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не был произведен расчет недополученной компенсации, подтверждающих обоснованность исковых требований. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина. Материалами дела не подтвержден вывод суда о наличии разницы между ранее выплаченным истице размером денежного эквивалента мер социальной поддержки и размером перерасчета, произведенного поставщиком услуг.
В суде апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Разрешая спор, суд установил, что Л.В.Р. является реабилитированным лицом и имеет право на льготы в силу Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий". Она зарегистрирована и проживает совместно с Л.В.Г. в квартире по адресу: "адрес" с 1989 года. Общая полезная площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м. (л.д.14).
Организацией - поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истицы является МУП "адрес" "НТС".
Согласно выписке из реестра льготополучателей, представленной Управлением социальной защиты населения по "адрес" по состоянию на 01 октября 2007 года, Л.В.Р. включена в реестр льготополучателей.
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету следует, что в период с ноября 2008 года по декабрь 2010 года льгота по отоплению предоставлялась Л.В.Р. в размере, не соответствующем 50% от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный" ( л.д.8-11).
Выпиской из лицевого счета о начислении, оплате и ЕДК за отопление подтверждается, что Л.В.Р. является реабилитированной, полезная площадь ее квартиры составляет "данные изъяты" кв.м., расчет ЕДК за отопление производился в пределах нормативной площади на двух проживающих - за "данные изъяты" кв.м. (л.д.7).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
В силу ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года N1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N59-ЗС (в ред. Закона от 08 мая 2008 года) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст.2 Закона Алтайского края N156-ЗС от 27 декабря 2007 года "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу ст.4 данного Закона компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 настоящего Закона.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п.14 правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно п.29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п.31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37, 38 Правил).
Постановлением администрации г. Новоалтайска от 08 октября 2008 года N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г. Новоалтайске", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
С учетом изложенного вывод суда о том, что в нарушение требований законодательства льгота истцу предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., в то время как полезная площадь жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что прокурором не была проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не приведены доказательства, свидетельствующие о неправильности таких расчетов, и что только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере. Таким образом, доводы жалобы в этой части являются несостоятельными.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований, является правильным, основанным на нормах закона и подтвержденным материалами дела.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится. При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.