Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ерёмина В.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года
по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Бердовой В. А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", ООО Управляющая компания "Водрем" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., пояснения прокурора Мищенко Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Бердовой В.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети", ООО Управляющая компания "Водрем", просил признать незаконными действия ООО УК "Водрем" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы жилья; возложить на ООО УК "Водрем" обязанность по перерасчету Бердовой В.А. денежного эквивалента 50 % льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения в 43,4 кв.м за указанный период; признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы жилья; возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Бердовой В.А. денежного эквивалента 50 % льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения в 43,4 кв.м за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Бердовой В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом ООО УК "Водрем", МУП г. Новоалтайска "НТС" за указанные периоды; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Бердовой В.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета за указанные периоды.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бердова В.А. проживает и зарегистрирована в квартире общей площадью 43,4 кв.м. по адресу: "адрес". и, как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. Из выписок из лицевого счета, предоставленных Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску Бердовой В.А. в период до ДД.ММ.ГГ. назначалась и рассчитывалась денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг по отоплению, в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения. При расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в спорный период. Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах Бердовой В.А. о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена, в связи с чем, бездействие ответчиков, является незаконным. Так как суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Бердовой В.А. за истекший период без ограничения срока.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Бердовой В.А. удовлетворены.
Признаны незаконными действия ООО Управляющая компания "Водрем" по расчету Бердовой В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.
На ООО Управляющая компания "Водрем" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет Бердовой В.А., проживающей по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения 43,4 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Признаны незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Бердовой В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.
На МУП г. Новоалтайска "НТС" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет Бердовой В.А., проживающей по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения 43,4 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Бердовой В.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом ООО УК "Водрем" и МУП "НТС" за указанные периоды.
На Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Бердовой В.А. выплату разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанные периоды.
Взыскана с МУП г. Новоалтайска "НТС", ООО Управляющая компания "Водрем" в местный бюджет государственная пошлина в размере по *** рублей с каждого.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску просит отменить решение суда, ссылаясь, что указанное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. В его обязанности не входит расчет денежных эквивалентов и контроль за произведенными МУП "НТС" расчетами, ответственности за правильность расчетов в соответствии с действующим законодательством оно не несет. Полагает, нарушен срок исковой давности, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отношении требований о признании действий Управления незаконными. Также в отношении исковых требований за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ должен быть применен общий срок исковой давности. Прокурором к иску не был приложен расчет недополученной истцом компенсации, которым устанавливается - имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Управлением в отзыве ходатайство о понуждении судом прокурора представить данный расчет, необоснованно оставлен судом первой инстанции без внимания. Ссылается на наличие судебной практики по истребованию судом первой инстанции расчетов сумм недополученной компенсации по коммунальной услуге и передачи гражданских дел по подсудности мировому судье при сумме недоплаты менее 50 000 рублей, в силу п. 5 ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, указывает, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет возможность арифметической ошибки, соответственно, нарушение прав государственного органа либо гражданина.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что прокурором в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к иску не приложен расчет недополученной истцом компенсации для подтверждения факта нарушения прав льготополучателя. Судом не была проанализирована правильность произведенных расчетов денежных эквивалентов, недополученной компенсации. При этом автор жалобы ссылается на наличие судебной практики в части необходимости установить о наличии задолженности по льготным выплатам. Кроме того, возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет возможность арифметической ошибки, соответственно, нарушение прав государственного органа либо гражданина. Полагает, что не доказано наличие разницы между ранее выплаченным истцу размером денежного эквивалента и размером перерасчета в виду отсутствия расчета.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просил апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб и возражений, выслушав пояснения прокурора, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии.
Исходя из ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (по тексту - Правила), ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. Следовательно, вывод суда о незаконности действий ответчиков в этой части является правильным.
При этом взаимодействие между органом социальной защиты населения и организацией - поставщиком услуг осуществляется следующим образом: орган соцзащиты ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес, а организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке, по установленной форме сведения: о денежных эквивалентах, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, о выполнении (невыполнении) соглашения по погашению задолженности при его наличии (пункты 28, 29 Правил).
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС (ред. от 31.12.2013) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что по требованию о выплате Бердовой В.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску является надлежащим ответчиком.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бердова В.А. является реабилитированным лицом, собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 43,4 кв.м.
В указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает только Бердова В.А.
Управляющей компанией жилого "адрес" являлась ООО Управляющая компания "Водрем".
Согласно выписке из реестра льготополучателей, представленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску по состоянию на ДД.ММ.ГГ, Бердова В.А. включена в реестр льготополучателей.
Согласно выписки по лицевому счету, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась Бердовой В.А. в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный".
Начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья. Таким образом, расчет эквивалента предоставленной истцу меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги "отопление", сумма льготы 50% должна была производиться исходя из фактической площади жилья 43,4 кв.м.
Поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира, в указанные периоды являлись - МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" и ООО Управляющая компания "Водрем".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льготы по отоплению, исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляла 43,4 кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылки в жалобах на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истицы на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Не являются основанием для отмены решения и довод жалобы о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как исковое заявление содержит требования о признании незаконными действий органа социальной защиты населения и о возложении обязанности произвести выплату компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.
При этом довод жалобы ответчика о применении срока исковой давности судом во внимание не принимается ввиду следующего.
Правоотношения сторон по обеспечению реабилитированных лиц мерами социальной поддержки носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие применение срока исковой давности, к ним не применяются, при этом Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" нормы о применении срока исковой давности не содержит.
В соответствии ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
В силу прямого указания закона суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Данные положения не противоречат федеральному законодательству. Начисление и выплата указанного вида компенсации реабилитированному лицу относится к социальным гарантиям, установленным государством и субъектом федерации.
Доказательств того, что перерасчет и выплата компенсации произведены в полном объеме суду не было представлено.
Таким образом, бездействие ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, которое выражается в непринятии мер по выплате истцу спорной компенсации, носит длящийся характер.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге, правового значения не имеет, в связи с чем, судебной коллегией во внимание не принимается.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов суда по существу спора, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб ответчика и третьего лица по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.