Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита)
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Полещук Г.В. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату денежной компенсации по отоплению,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Полещук Г.В. с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", в котором просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Полещук Г.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с ноября 2008 года по 10.12.2010, исходя из стандартов нормативной площади жилья; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Полещук Г.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период, кроме того, возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей отапливаемой площади жилого помещения - 44,1 кв.м. за период с 01.11.2008 по 10.12.2010; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Полещук Г.В. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета, и выплаченного ранее денежного эквивалента на указанные периоды.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Новоалтайска, установлено, что Полещук Г.В. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Как следует из информации Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску в период с ноября 2008 года по декабря 2010 года Полещук Г.В. назначалась и рассчитывалась денежная компенсация на оплату отопления в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения. Вместе с тем, в указанный период реабилитированным лицам предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации 50 % расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления. Расчет должен производиться исходя из общей отапливаемой площади квартиры - 44,1 кв.м, истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п.4 ч.1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу в спорный период назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья, в то время, как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей площади жилого помещения в 4,1 кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда от 27.01.2014 удовлетворены исковые требования прокурора о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена, в связи с чем бездействие ответчиков является незаконным.
В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Полещук Г.В. без ограничения срока.
Представитель процессуального истца - помощник прокурора г.Новоалтайска Шукурова Н.Л. на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков, третьего лица в суд не явились, представив письменные отзывы о несогласии с заявленными требованиями.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Полещук Г.В. удовлетворены частично.
Судом постановлено:
Признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Полещук Г.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по 09.12.2010, исходя из стандартов нормативной площади жилья.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Полещук Г.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по 09.12.2010.
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда произвести Полещук Г.В. выплату денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги отопления, определенного как разница результата произведенного МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" перерасчета компенсации исходя из площади 44,1 кв.м. и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по 09.12.2010.
Отказать в удовлетворении исковых требований о возложении на МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента 50 % льготы по оплате коммунальной услуги отопления исходя из площади жилого помещения в 44,13 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по 09.12.2010.
В апелляционных жалобах ответчик Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третье лицо - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просят отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает на то, что в нарушении ст.56 ГПК РФ прокурором не был приложен к иску расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Судом не была проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не были приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов, исходя из которых Управлением была выплачена компенсация. Кроме того, возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
Кроме того, Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не отказывается от выплаты компенсации по расчетам, произведенным МУП "НТС".
Прокурор Фомина П.В. просила решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно представленному истцом свидетельству А *** Полещук Г.В. имеет право на льготы, установленные Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
В спорный период истец проживала в жилом помещении по адресу: "адрес", количество проживающих - 1.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991г. N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей в период, указанный в исковых требованиях, реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
В силу частей 1, 3 статьи 4 названного Закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г. N126 (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 названных выше Правил в ранее действовавшей редакции (п.п. 2, 2.1 в действующей редакции) и ч. 1 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7-8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. Следовательно, вывод суда о незаконности действий ответчиков в этой части является правильным.
При этом взаимодействие между органом социальной защиты населения и организацией - поставщиком услуг осуществляется следующим образом: орган соцзащиты ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес, а организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке, по установленной форме сведения: о денежных эквивалентах, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, о выполнении (невыполнении) соглашения по погашению задолженности при его наличии (пункты 28, 29 Правил).
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС (ред. от 31.12.2013) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что по требованию о перерасчете Полещук Г.В. выплаты денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску является надлежащим ответчиком.
Из выписки из письма МУП г. Новоалтайска "НТС" следует, что данной организацией произведен перерасчет денежного эквивалента меры социальной поддержки платы по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади, сумма перерасчета составила "данные изъяты"
Доводы жалобы третьего лица Главалтайсоцзащиты о том, что истцом не определен размер недополученной компенсации, не представлен в суд соответствующий расчет, не может быть основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку требование о взыскании определенной суммы истцом не было заявлено. Прерогатива в определении существа исковых требований принадлежит истцу (ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Наличие у истца нарушенного права было установлено в ходе рассмотрения дела. Тот факт, что истцу компенсация выплачивалась не в полном размере, следует из самого принципа расчета этой компенсации, размер которой в противоречии с законом ограничивался применением социальной нормы площади жилого помещения.
Утверждение в жалобе о возможности нарушения прав истца либо прав государственного органа в случае неправильного расчета суммы компенсации носит предположительный и надуманный характер, поэтому также не может повлечь отмену оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 29 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.