Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2014 года по делу
по иску Черкас Л.Е. к управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении денежной компенсации на проведение ремонта жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Черкас Л. Е. обратилась в суд с иском к управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении денежной компенсации на проведение ремонта жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой умершего военнослужащего, имеет право на денежную компенсацию на проведение ремонта жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 "Об утверждении правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца". На праве собственности ей принадлежит "адрес".
Первоначально она обратилась в военный комиссариат Алтайского края с заявлением о выдаче справки на проведение ремонта жилья в соответствии с указанным выше постановлением, получив отказ, обжаловала его в судебном порядке. При этом отказ в выдаче справки военным комиссариатом был мотивирован тем, что она проживает в многоквартирном жилом доме.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 декабря 2013 года ее исковые требования к военному комиссариату удовлетворены, за ней признано право на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта жилого помещения, на военный комиссариат возложена обязанность выдать справку установленного образца.
Впоследствии, собрав необходимый пакет документов, приложив копию указанного выше решения суда, истец обратилась в к ответчику за получением средств на проведение ремонта жилья. Однако согласно сообщению от ДД.ММ.ГГ ей в выдаче средств на ремонт жилья отказано, в связи с тем, что ею не представлен документ, подтверждающий право собственности на индивидуальный жилой дом, решение суда обязательно для военного комиссариата, на органы социальной защиты указанные обстоятельства не распространяются.
Полагает такой отказ незаконным и необоснованным, ущемляющим ее право на получение компенсации на проведение ремонта жилого дома, как члену семьи, потерявшей кормильца.
На основании изложенного истец просила суд признать незаконным отказ управления социальной защиты от ДД.ММ.ГГ в выплате средств на проведение ремонта квартиры; обязать ответчика произвести указанную выплату в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2014 года исковые требования Черкас Л.Е. удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконным отказ управления социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в выплате Черкас Л.Е. средств на проведение ремонта жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца".
Обязать управление социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края произвести выплату Черкас Л.Е. средств на проведение ремонта жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца".
Взыскать с управления социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края в пользу Черкас Л.Е. судебные расходы по оплате за составление искового заявления "данные изъяты" рублей и оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, всего "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на то, что ранее постановленное решение суда, которым за Черкасс Л.Е. признано право на получение из средств федерального бюджета на проведение ремонта принадлежащего ей жилого помещения и на Военный комиссариат возложена обязанность по выдаче истцу справки о праве на получение денежных средств на проведение ремонта на управление не распространяется. Ответчик не отказывал истцу в выдаче средств на проведение ремонта, а лишь указал на необходимость совершения действий, установленных законом. Жилое помещение истца является квартирой, в связи с чем не может быть признано обособленным объектом. Без признания жилого помещения истца индивидуальным жилым помещением, выплата денежной компенсации невозможна. Расходы по оплате услуг представителя не подлежат возмещению, поскольку истец имела право на получение у адвокатов бесплатной юридической помощи.
В возражениях на апелляционную жалобу Черкасс Л.Е. просила оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом установлено, что Черкас Л.Е. является вдовой умершего военнослужащего Черкас В.В., проживает в "адрес" двухквартирного жилого дома по адресу: "адрес" является собственником данной квартиры.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 декабря 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 апреля 2014 года за Черкас Л.Е. признано право как члена семьи погибшего военнослужащего на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности вышеуказанного жилого помещения. На военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность выдать Черкас Л. Е. справку о праве как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца".
Основанием для обращения настоящего иска в суд послужили обстоятельства того, что при предоставлении ответчику необходимых документов на получение соответствующих денежных средств, получила отказ в связи с тем, что принадлежащее ей жилое помещение не является индивидуальным жилым домом.
Разрешая спор по существу, правильно применив к спорным правоотношениям нормы материального закона, дав им верное толкование, исходя из того, что принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение не является квартирой в многоквартирном доме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем судебная коллегия соглашается.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 24 указанного закона члены семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, имеют право на компенсационные выплаты по оплате: общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, (далее - Правила), согласно п.1 которых норма общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, ремонт которых подлежит оплате за счет средств федерального бюджета путем выплаты гражданам соответствующих средств, порядок расчета размера этих средств и порядок взаимоотношений между гражданами и органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в связи с выделением средств на проведение ремонта жилых домов.
Настоящие Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Согласно п. 2 Правил право на получение средств из федерального бюджета имеют: члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву; члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
Согласно п.п. "а" п. 3 Правил к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся вдовы.
В соответствии с пунктом 8 Правил члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, пакет документов, в числе которых должна быть справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N 2 к Правилам, правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 11 Правил органы социальной защиты населения регистрируют справки о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта; определяют размер средств на проведение ремонта, подлежащих выплате членам семей; принимают решение о выделении членам семей средств на проведение ремонта.
Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что правом на получение средств на проведение ремонта имеют вдовы погибших военнослужащих, которые проживают в помещениях, принадлежащих им на праве собственности и не расположенных в многоквартирных домах.
Положения ст.16 Жилищного кодекса российской Федерации устанавливают, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Определение категории "многоквартирный дом" содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно п. 6 которого многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники квартир в многоквартирном доме избирают определенный способ управления многоквартирным домом, одним из которых является непосредственное управление домом, предполагающее, несмотря на самостоятельность собственников квартир в заключении договоров на оказание коммунальных услуг, принятие решений общего собрания для последующего заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) ремонту общего имущества в доме.
Таким образом, отличительными признаками многоквартирного дома от индивидуального жилого дома являются наличие общего имущества, требующего содержания третьим лицом.
Между тем, в доме, в котором проживает истец, отсутствуют места общего пользования, общее имущество, требующее содержания третьими лицами. Содержание дома осуществляется непосредственно каждым из сособственников принадлежащих им частей индивидуального жилого дома, следовательно, указанный жилой дом не является многоквартирным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку принадлежащее истцу жилое помещение по своему определению не относится к помещению, на которые не распространяются вышеуказанные Правила, то отказ ответчика в выдаче Черкас Л.Е. денежных средств на проведение ремонта жилого помещения является незаконным, в связи с чем у суда имелись оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что ответчик не отказывал в произведении соответствующей выплаты, а фактически указал на необходимость совершения действий, установленных законом, опровергаются материалами дела, в частности ответом Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому району, из содержания которого следует, что выделение средств на проведение ремонта не представляется возможным.
Доводы со ссылкой на то, что вышеуказанное решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 декабря 2013 года для ответчика не имеет юридической силу, основанием для отмены решения не являются, поскольку юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения настоящего спора является установление обстоятельств того, относится ли жилой дом, в котором проживает истец к многоквартирному или индивидуальному жилому дому. При разрешении спора, суд руководствовался тем, что данный дом к многоквартирному не относится.
Доводы жалобы на отсутствие у суда оснований для взыскания расходов по оплате услуг представителя несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права. Истец, понесший расходы за оказание юридической помощи, при удовлетворении заявленных ею требований имеет право на взыскание с ответчика таких расходов.
При этом судебная коллегия отмечает, что обращение за бесплатной юридической помощью не является обязанностью истца.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому району Алтайского края на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.