Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Варнавского В.М., Чубукова С.К.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2014 года по делу
по иску Я.А.В. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о признании приказа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным, признании права.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ зарегистрирован брак между Я.А.В. и Я.Е.В. ( Т.).
В настоящее время семья, состоящая из четырех человек, включая детей Я.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, и Я.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, проживают и зарегистрированы в квартире N *** по "адрес" в "адрес", общей площадью 36,2 кв.м., которая принадлежит супругам на праве общей совместной собственности.
ДД.ММ.ГГ Я.А.В. обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (далее - КЖКХ г.Барнаула) с заявлением о принятии на учет его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГ приказом КЖКХ г.Барнаула *** семье Я.А.В. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на то, что в общей собственности супругов находится квартира по указанному адресу; Я.А.В. до ДД.ММ.ГГ являлся собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, общей площадью 44,8 кв.м., по адресу: "адрес"; обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на одного члена семьи до ДД.ММ.ГГ составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ N ***
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, Я.А.В. обратился в суд с иском к КЖКХ г.Барнаула и с учетом уточнения просил признать незаконным отказ КЖКХ г.Барнаула в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий среди молодых семей и признании за ним права на постановку на такой учет.
В обоснование требований, ссылаясь на названные обстоятельства, указал, что решение органа местного самоуправления, выраженное в форме приказа, является незаконным и необоснованным, как принятое с нарушением норм действующего законодательства. Вопреки выводам КЖКХ г.Барнаула, он длительное время проживает в г.Барнауле, а квартира N *** по "адрес" приобретена им и его супругой, в том числе на денежные средства, полученные от продажи его доли (1/3) на квартиру в г.Бийске. В настоящее время на каждого члена молодой семьи приходится по 9,05 кв.м. жилой площади, что менее установленной учетной нормы.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГ представитель истца Г.А.В. на удовлетворении требований настаивала по указанным в иске основаниям.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26.12.2014 исковые требования удовлетворены частично и постановлено.
Признать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье Я.А.В..
Возложить обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в жилом помещении молодой семьи Я.А.В..
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения. В обоснование доводов, ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 "О реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", постановление администрации Алтайского края от 29.12.2010 N590 "Об утверждении краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы", постановление администрации г.Барнаула от 25.05.2011 N1626 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г.Барнауле на 2011-2021 годы"", ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие правовых оснований для признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении по указанным в оспариваемом приказе мотивам.
Апеллятор считает, что при рассмотрении вопроса о законности решения органа местного самоуправления суду надлежит устанавливать ряд обстоятельств, таких как: наличие у органа полномочий на принятие соответствующих решений, соблюдение порядка принятия решения, а также соответствие содержания оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - приложение N *** к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан в качестве нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В целях поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы и предоставления им возможности получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, постановлением администрации Алтайского края от 29.12.2010 N590 утверждена государственная программа Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с постановлением администрации Алтайского края "О признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках реализации государственной программы Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы" от 11.04.2011 N172 признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых они постоянно проживают, в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.51 ЖК РФ о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч.ч.1,2 Закона Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а также граждане, ставшие полностью дееспособными в результате вступления в брак или эмансипации, вправе подать заявление в орган местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N694, относится к полномочиям указанного органа.
Согласно подп.п.1 п.1 Решения Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв.м общей площади на одного члена семьи.
Разрешая настоящий спор, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку истец в ДД.ММ.ГГ переехал на постоянное место жительства в "адрес", а денежные средства, полученные им от продажи 1/3 доли в праве собственности на квартиру N *** по "адрес", использовались молодой семьей в качестве первоначального взноса на покупку квартиры N *** по "адрес" "адрес", в связи с чем данные действия не могут рассматриваться в качестве действий, предусмотренных ст.53 ЖК РФ, и принимая во внимание размер жилой площади, приходящейся на каждого члена молодой семьи (9,05 кв.м.), что составляет менее учетной нормы (12 кв.м.) и отсутствие у семьи Я.А.В. на каком-либо праве иных жилых помещений, не усмотрел оснований для отказа в постановке семьи истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанным в приказе от ДД.ММ.ГГ *** мотивам.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы в этой части находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из положений указанной статьи следует, что условиями для признания граждан нуждающимися являются наличие у них в собственности, либо по договорам социального найма жилых помещений менее учетной нормы площади, либо наличие у них статуса члена семьи собственника, либо нанимателя.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного намеренного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть действия, выходящие за рамки разумного и добросовестного осуществления прав участниками гражданских правоотношений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фактически истец ДД.ММ.ГГ переехал на постоянное место жительства в "адрес" и после создания семьи проживал с супругой в квартире N *** по "адрес", принадлежащей матери Я.Е.В.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ квартира N *** по "адрес" в "адрес" приобретена супругами Я. за счет кредитных средств в размере "данные изъяты" полученных на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГ N *** а также собственных денежных средств в размере "данные изъяты" руб., из которых "данные изъяты" руб. перечислены на счет покупателя, а "данные изъяты" руб. - предоставлены наличными до подписания настоящего договора.
То обстоятельство, что договор купли-продажи доли истца в квартире в "адрес" заключен после приобретения супругами квартиры в "адрес" не свидетельствует о том, что вырученные от продажи доли денежные средства не могли пойти на покупку квартиры.
В качестве подтверждения доводов истца в материалах дела представлен предварительный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру в "адрес", а также расписка о получении Я.А.В. денежных средств в размере "данные изъяты" руб. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком суду не представлено.
Вышеназванное, а также поступление ДД.ММ.ГГ на счет истца, открытый в ОАО " "данные изъяты"", денежных средств в размере "данные изъяты" руб. и перечисление их ДД.ММ.ГГ в счет оплаты по договору купли-продажи квартиры в "адрес", позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу об отсутствии со стороны Я.А.В. каких-либо действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в результате которых возможно применение ст.53 ЖК РФ.
Ссылка в жалобе о том, что при принятии решения суду необходимо учитывать ряд обстоятельств, верных выводов суда, сделанных на всестороннем и полном исследовании представленных по делу доказательств, не опровергает.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.