Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре
судебного заседания Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Алтайского края
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 декабря 2014 года по делу по иску Урванцевой Надежды Яковлевны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Алтайского края об оспаривании приказа об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Урванцева Н.Я. является участницей ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с положениями ст. 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации один раз. Урванцева Н.Я. обратилась с заявлением в КЖКХ г. Барнаула о признании нуждающейся в жилом помещении, приказом от 15.08.2014 N 1295 ей отказано, поскольку до 26.06.2014 она являлась членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" и обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской думы от 27.02.2006 N 294.
Урванцева Н.Я., полагая, что указанный приказ является незаконным, поскольку по спорному адресу она была лишь прописана, фактически не проживала, своего жилья в собственности не имеет, обратилась в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее - КЖКХ г. Барнаула) об оспаривании приказа от 15.08.2014 N 1295 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как участницу последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Урванцева Н.Я. с представителем Тереховой Н.П. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика КЖКХ г. Барнаула Арнст Ю.Я. по исковым требованиям возражала, ссылалась, что ответчику сведений о непроживании истца по месту регистрации представлено не было.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 декабря 2014 года исковые требования Урванцевой Н.Я. удовлетворены в части, приказ КЖКХ г. Барнаула от 15.08.2014N 1295 об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Урванцевой Н.Я. признан незаконным, на КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в жилом помещении Урванцевой Н.Я.
КЖКХ г. Барнаула в апелляционной жалобе просит решение отменить, отказав в удовлетворении требований. В обоснование ссылается, что приказ КЖКХ г. Барнаула от 15.08.2014 N 1295 соответствует требованиям действующего законодательства. Основанием принятия приказа послужило то, что Урванцева Н.Я. до 26.06.2014 являлась членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" следовательно, она была обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской думы.
В судебное заседание апелляционной инстанции явилась представитель истца Терехова Н.П., которая просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца Терехову Н.П., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Право на меры социальной поддержки, включая обеспечение жильем лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС регламентировано Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу ст.ст. 13 и 15 названного закона принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Порядок обеспечения жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила), утвержденных данным постановлением, учет граждан указанной выше категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления. Полномочия по проверке представленных гражданами документов, по результатам которой принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы, также возложены на органы местного самоуправления (п. 21 Правил).
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в настоящее время в соответствии с Положением о КЖКХ г. Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, относится к полномочиям указанного органа.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем.
В силу положений ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, в том числе, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 1 решения Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле" учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв. м. общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела Урванцева Н.Я. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждено удостоверением от ДД.ММ.ГГ N ***, выданным Главалтайсоцзащитой ***
14.01.2014 Урванцева Н.Я. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав адрес проживания: "адрес" ***
Приказом КЖКХ г. Барнаула от 21.02.2014 N 134 Урванцевой Н.Я. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что она является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес" обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы, установленной в г. Барнауле ***
03.07.2014 Урванцева Н.Я. повторно обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав адрес проживания: "адрес" ***
Приказом КЖКХ г. Барнаула от 15.08.2014 N 1295 Урванцевой Н.Я. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что она до 26.06.2014 являлась членом семьи собственника жилого помещения по адресу: "адрес" обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла более учетной нормы, установленной в г. Барнауле ***
Из материалов дела следует, что истица была зарегистрирована по месту жительства с 01.10.2013 по 26.06.2014 по адресу: "адрес" *** в жилом доме общей площадью "данные изъяты" кв.м., принадлежащем на праве общей совместной собственности Тищенко Д.Ю., Тищенко Т.С. (дочери истицы), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав ***
С 03.07.2014 Урванцева Н.Я. зарегистрирована по месту жительства по следующему адресу: "адрес" *** в квартире, принадлежащей на праве собственности племяннице истицы Урванцевой М.В., общей площадью "данные изъяты" кв.м. ***
Квартира по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. принадлежит брату истицы Урванцеву В.Я. *** в квартире зарегистрированы по месту жительства Урванцева М.В., Урванцев Т.П. ***
Согласно справкам ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от 18.12.2013 N 86156, от 03.07.2014 N 871153 Урванцева Н.Я. не имеет в собственности жилых строений, помещений ***
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 16.01.2014, от 10.07.2014 подтверждается, что сведений о принадлежащих на праве собственности Урванцевой Н.Я. объектах недвижимости не имеется ***
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что до 26.06.2014 Урванцева Н.Я. являлась членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" материалами дела указанные обстоятельства опровергаются.
Ответчиком в силу требований ч. 2 ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, не представлено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Урванцева Н.Я. не является членом семьи лиц, проживающих по месту ее предыдущей регистрации: "адрес" поскольку она совместно с ними фактически не проживала, общего хозяйства не вела, самостоятельного права пользования указанным жилым помещением не приобрела, при определении обеспеченности истицы спорное жилое помещение не должно было учитываться, иных жилых помещений в собственности она не имеет, ею не совершалось умышленных действий по ухудшению своих жилищных условий в целях постановки на соответствующий жилищный учет.
В связи с чем, бездоказательные суждения апеллирующего лица относительно обеспечения истицы на момент обращения с заявлением в КЖКХ г. Барнаула о постановке на учет в качестве нуждающейся общей площадью жилого помещения более учетной нормы, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и подлежат отклонению как неубедительные.
Разрешая дело и оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в соответствии с принципами относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и их взаимной связи в совокупности, при правильном применении норм материального права и строгом соблюдении процессуального закона суд пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемого приказа КЖКХ г. Барнаула. Правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.