Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.
при секретаре Бухуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края на решение Алейского городского суда Алтайского края от 12 декабря 2014 по делу по иску Кривчиковой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на получение пенсии.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ Кривчикова И.Ю. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением пенсионного органа N *** от ДД.ММ.ГГ ей в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно решению от 25 сентября 2014 стаж Кривчиковой И.Ю., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 28 лет 1 месяц 27 дней вместо требуемого специального стажа 30 лет.
21 октября 2014 Кривчикова И.Ю. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края с иском о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на получение пенсии.
В обоснование иска указала на то, что ответчиком при рассмотрении заявления был принят во внимание период работы в должности медсестры - анестезиста в войсковой части *** с ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, однако без учёта льготного исчисления (1 год за 1 год 6 месяцев), поскольку не указано отделение.
Кроме того, не были учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Считает, что указанные периоды должны быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям. Каких-либо приказов, свидетельствующих о том, что она была принята в войсковую часть *** медсестрой - анестезистом в отделение анестезиологии и реанимации (далее ОАР) не сохранилось в связи с ликвидацией войсковой части *** в 2001. Однако факт того, что она была принята и работала именно в этом отделении, подтверждается трудовой книжкой, где согласно записи N5, ей была присвоена 1 квалификационная категория по специальности; "анестезиология и реаниматология". Остальными записями в трудовой книжке, из которых усматривается, что весь период трудового стажа, она постоянно работала в данной должности именно в отделениях анестезиологии и реанимации. Также данное обстоятельство подтверждается справкой войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ N ***, из которой следует, что она работала в в/ч *** в должности медсестры - анестезиста в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и непосредственно участвовала в хирургических операциях, а значит работала в отделении анестезиологии и реанимации.
Кроме того, из архивной справки филиала центрального архива ракетных и космических войск от ДД.ММ.ГГ N *** усматривается, что пунктом 24 параграфа 6 приказа командира в/ч *** N *** от ДД.ММ.ГГ "по строевой части" было приказано: Произвести выплаты, предусмотренные ст.40 КЗоТ РФ ЕДВ по итогам года: Кривчиковой И.Ю. (инициалы в приказе не раскрыты) медсестре - анестезисту ОАР выплатить компенсацию за период с ДД.ММ.ГГ..
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения курсов квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истица с учетом уточнения просила суд отменить решение ГУ- УПФР в г.Алейске и Алейском районе от ДД.ММ.ГГ N ***;
обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности медсестры - анестезиста в войсковой части ***,
а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГ.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 12 декабря 2014 исковые требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** об отказе в установлении пенсии Кривчиковой И.Ю.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края обязано включить в специальный стаж Кривчиковой И.Ю., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации войсковой части *** - военный госпиталь в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ период нахождения на курсах повышения квалификации в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации ФГУ "112 военный госпиталь Сибирского военного округа" Министерства обороны РФ.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края обязано назначить Кривчиковой И.Ю. досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 16 мая 2014.
Взысканы с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края в пользу истицы расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел, что в документах, представленных истицей в пенсионный орган, отсутствует наименование отделения, в котором работала истица в периоды до регистрации в системе Пенсионного фонда РФ. Следовательно, у ответчика отсутствуют основания для включения этих периодов в специальный стаж. Кроме того, суд не учел разъяснения п.15 Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о том, что при рассмотрении требований, связанных с порядком подтверждения страхового стажа, в том числе дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды работы, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и после такой регистрации.
В судебном заседании в апелляционной инстанции истица просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п. 20 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанным лицам.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила N 781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
- лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
- лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Применительно к спорным периодам работы истца к таким нормативным правовым актам, в частности, относятся: Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 1 ноября 1999 г. и после указанной даты соответственно.
Пунктом 1 Списка, утвержденного Постановлением N 464 от 06 сентября 1991 года, предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, действовавшему в спорные периоды времени, указанные выше, было предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации засчитывается в стаж в льготном порядке один год работы в этой должности и подразделении за один год и 6 месяцев.
В силу п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 медицинским сестрам отделений анестезиологии-реанимации один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Разрешая спор, суд установил, что Кривчикова И.Ю. работала в войсковой части *** с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года в должности медсестры - анестезиста в войсковой части 42054 - военный госпиталь; в войсковой части 42054-военный госпиталь с 10 января 2002 года по 30 сентября 2011 года в должности медсестры - анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение сведениями трудовой книжки истца ***, с датой заполнения ДД.ММ.ГГ года, справкой N *** от ДД.ММ.ГГ года, справкой N *** от ДД.ММ.ГГ года, выпиской из лицевого счета застрахованного лица, журналами учета анестезий отделения анестезиологии и реаниматологии войсковой части *** и войсковой части ***
Отказывая Кривчиковой И.Ю. в льготном исчислении периодов ей работы в должности медсестры - анестезистки в войсковой части *** пенсионный орган указал, что в документах, подтверждающих работу истца в указанном учреждении не поименовано отделение, в котором работала истец в данные периоды времени.
Не соглашаясь с таким выводом, суд первой инстанции, исходя из анализа представленных по делу доказательств, обоснованно пришел к выводу, что истица осуществляла свою трудовую функцию в названный период времени по должности медицинской сестры анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации. При этом само по себе не указание наименования отделения, в котором она работала, не указание кода особых условий в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, со стороны работодателя, не может являться достаточным основанием для лишения истца права на пенсионное обеспечение.
Так, согласно представленной в материалы дела справки войсковой части *** N *** от ДД.ММ.ГГ года, Кривчикова И.Ю. работала в войсковой части *** в должности медсестры-анестезистки и непосредственно участвовала в хирургических операциях ***
В представленных журналах учета анестезий отделения анестезии и реаниматологии войсковой части *** и войсковой части *** за период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года, имеются указания на лиц проводивших анестезию, в том числе на Кривчикову И.Ю. (до брака Шестаева И.Ю.) ***
Допрошенными в судебном заседании свидетели Тимошенко А.П. и Горбачев С.В. указали на то, что в спорные периоды работали совместно с истцом в отделении анестезии и реаниматологии войсковой части *** и войсковой части *** При этом свидетель Горбачев С.В. в спорные периоды являлся заведующим указанного отделения анестезии и реаниматологии войсковой части *** и войсковой части ***, что подтверждено копией его послужного списка ***
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в документах в отношении истицы наименования отделения, в котором она работала в спорный период, подлежат отклонению, поскольку ст.67 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставила суду право оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Разрешая спор, суд в данном случае таким право воспользовался и пришел к изложенным в решении выводам на основании оценки доказательств по делу в их совокупности.
Что касается периода включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года суд правильно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Факт направления истца на курсы повышения квалификации работодателем подтвержден свидетельством о прохождении повышения квалификации Министерства обороны РФ учебно-методическим отделом ФГУ 33 военным госпиталем СибВО МО РФ, регистрационный номер ***. В указанные периоды истец работала в должности, предусмотренной Списком, трудовой договор с ней не прерывался, заработную плату она получала как лицо, осуществляющее лечебную деятельность, и с ее заработка производились отчисления страховых взносов.
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, прохождение истицей курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации медицинских работников, каковой и являлась истица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно включил спорные периоды в специальный стаж истицы.
Других доводов апелляционная жалоба ответчика не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 12 декабря 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.