Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Параевой В.С.
судей Александровой Ю.К. и Птоховой З.Ю.
при секретаре Красненко М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3847/2014 по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Российский институт истории искусств" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2014 года по иску прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГБ НИУ "РИИИ" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения прокурора прокуратуры Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - А.И.В., возражавшего против отмены решения районного суда, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГБ НИУ "РИИИ", в котором просил ответчика привести в соответствие с действующим законодательством учеты в отношении граждан, проживающих в доме "адрес"
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения ответчиком требований законодательства о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации было установлено, что дом "адрес" является собственностью Российской Федерации, право оперативного управления имуществом закреплено за ФГБ НИУ "РИИИ", однако до настоящего времени обязанности по регистрационному учету граждан, проживающих в данном доме, ни на кого не возложены, отсутствуют карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 либо домовая книга по форме N 11 на зарегистрированных граждан. Учет зарегистрированных граждан не ведется, что ведет к нарушению прав граждан, так как граждане не могут получить справки о регистрации, оформить регистрацию по месту жительства, пребывания, снятие с регистрационного учета в установленном законом порядке.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2014 года исковые требования прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга удовлетворены. Суд обязал ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с действующим законодательством регистрационные учеты в отношении граждан, проживающих в доме "адрес" в Санкт-Петербурге, а также взыскал с доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 200 руб.
Ответчик в судебное заседания не явился, надлежащим образом извещен, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с доказательствами по делу и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что дом "адрес" является собственностью Российской Федерации, право оперативного управления имуществом закреплено за ФГБ НИУ "РИИИ".
На основании обращения граждан, зарегистрированных и проживающих в доме N ... по указанному адресу, прокуратурой Адмиралтейского района была проведена проверка соблюдения законодательства о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что администрацией ФГБ НИУ "РИИИ" неправомерно отказано гражданам в выдаче справок формы N 9 и N 7.
Приказом Министерства культуры N 67-КФ от 18 июня 2013 года с 19 июня 2013 года К.О.Б. назначена на должность исполняющей обязанности директора ФГБ НИУ "РИИИ".
Согласно абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утвержден Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно которому, к должностным лицам, ответственным за регистрацию относятся:
1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
В соответствии с пунктом 84 "Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288, карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
В нарушение приведенных норм законодательства, до настоящего времени обязанности по регистрационному учету граждан, проживающих в доме "адрес" ни на кого не возложены, отсутствуют карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10, либо домовая книга по форме N 11 на зарегистрированных по указанному адресу граждан. Учет зарегистрированных граждан не ведется.
В связи с выявленными нарушениями и.о. обязанности директора ФГБ НИУ "РИИИ" К.О.Б. было направлено представление от 18 марта 2014 года об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления информации гражданам.
В ответ на представление и.о. директора ФГБ НИУ "РИИИ" К.О.Б., письмом от 04 апреля 2014 года сообщила, что в настоящий момент в штатном расписании ФГБ НИУ "РИИИ" отсутствует должность уполномоченного лица - паспортистки, которая может выдавать справки по форме N 7 и N 9, а также отсутствует база данных о жильцах, проживающих по адресу "адрес".
Кроме того в адрес и.о. директора ФГБ НИУ "РИИИ" отделом Управления Федеральной миграционной службы Росси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга также было направлено представление с требованием привести в соответствие учеты в отношении граждан, зарегистрированных в доме "адрес" (карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10).
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции установив, что ответчиком допущено нарушение законодательства о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, что, безусловно, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, пришел к правомерному выводу о том, что для осуществления ответчиком деятельности по регистрационному учету граждан, ФГБ НИУ "РИИИ" владеющее домом N ... на праве оперативного управления, обязан привести в соответствие с действующим законодательством учеты в отношении граждан, зарегистрированных и проживающих в указанном доме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ФГБ НИУ "РИИИ" не наделено полномочиями по ведению регистрационного учета граждан, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с Постановлением правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, должностные лица ФГБ НИУ "РИИИ" являются ответственными за регистрацию граждан.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ФГБ НИУ "РИИИ" владеет только нежилыми помещениями в доме N ... , также являются несостоятельными, поскольку как следует из акта от 12 июля 2013 года, составленного по результатам проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в ФГБ НИУ "РИИИ" за 2012 год, январь-июнь 2013 года, на жилые помещения в доме N ... ответчику выданы свидетельства о праве оперативного управления, плата за коммунальные услуги с жильцов ответчиком своевременно не взыскивалась, в 2009 году ответчику рекомендовано было в целях сохранения помещений, закрепленных за ним на праве оперативного управления, обратиться в Росимущество по вопросу включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд, однако до настоящего времени указанные меры не приняты.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда, не опровергают их и не могут служить основанием для отмены правильного решения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБ НИУ "РИИИ" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.