Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А., Ильинской Л.В.
при секретаре
Барановой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 05 марта 2015 года гражданское дело N 2-3788/14 по апелляционной жалобе Акуленко А. М. на решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 12 ноября 2014 года по иску Акуленко А. М. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными действий по перерасчету пенсии в сторону уменьшения размера, взыскании недоплаченных сумм пенсии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения Акуленко А.М., его представителя - С., представителя ГУ МВД России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области - А., представителя ГУ МЧС России по Ленинградской области - И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Акуленко А.М. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику и, уточнив требования, просил признать незаконными действия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу по перерасчету суммы пенсии в сторону её уменьшения с 01 октября 2013 года; обязать ответчика назначить ему пенсию с 01 октября 2013 года в сумме " ... "., а с 01 января 2014 года по настоящее время в сумме " ... ".; обязать ответчика выплатить разницу между фактически выплаченной пенсией и вновь начисленной суммой в размере " ... ". и взыскать компенсацию морального вреда в размере " ... "
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик незаконно произвел перерасчет пенсии в сторону её уменьшения, исходя из его должностного оклада в размере " ... "., тогда как его оклад для расчета пенсии должен составлять " ... "., незаконно не применил положения об увеличении должностного оклада на 10%.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Акуленко А.М. просит решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что истец занимал должность первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ленинградской области.
Приказом ГУ МЧС России по Ленинградской области от 14.09.2010 года первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Ленинградской области полковник внутренней службы Акуленко А.М. уволен по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста).
Согласно денежного аттестата от 13.09.2010 года должностной оклад Акуленко А.М. составлял " ... "., оклад по спец.званию " ... "., надбавка за выслугу лет 70%, надбавка за сложность 160%, ЕДП в размере должностного оклада " ... "., выслуга 30 лет 03 мес.00 дня (л.д.12).
Из материалов пенсионного дела следует, что с 01.01.2013 года истцу назначена пенсия в размере " ... ".
Между тем, с 01 октября 2013 года размер пенсии истца ответчиком был пересмотрен и уменьшен. При выплате пенсии истцу с 01.10.2013года ответчик исходил из размера должностного оклада " ... ". (вместо " ... ".) и без учета повышение оклада на 10%.
О произведенном перерасчете истец был уведомлен ответчиком "дата".
В обоснование заявленных требований Акуленко А.М. ссылается на то, что кадровым подразделением для назначения пенсии истцу представлен денежный аттестат N 21 от 13.09.2010г., в котором указан должностной оклад истца в сумме " ... ", установленный в соответствии с приложением N 8 приказа МЧС России от 24 марта 2010 года N 127, Центром пенсионного обеспечения истцу был правомерно установлен оклад с увеличением на 10% по типовой должности первого заместителя начальника Главного управления в размере " ... ", что соответствовало действующему законодательству.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", Приказа МЧС России от 19.12.2011 года N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий", Приказа МЧС России от 26.02.2013 года N 140 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", ст.ст. 43, 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Основания и порядок назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации определен Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначенные пенсии подлежит пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 названного Закона.
В соответствии со статьёй 43 указанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (т.е. в том числе лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе), и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Как следует из материалов дела, истец уволен приказом ГУ МЧС России по Ленинградской области от 14.09.2010 года по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста).
На момент увольнения истца занимаемая им должность являлась типовой и была предусмотрена п.3 Приложения N 8 к Приказу МЧС России от 24.03.2010 года N 127.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 в числе приоритетных задач экономического и социального развития государства отмечалась необходимость принятия до 2012 года специального законодательного акта о денежном довольствии военнослужащих, позволяющего создать основы для принципиально новой системы оплаты воинского труда и материального стимулирования, тем самым существенно повысить уровень жизни военнослужащих.
Во исполнение решения Президента РФ о необходимости существенного повышения денежного довольствия военнослужащих с 2012 года осуществлена реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
В рамках указанной реформы ФЗ РФ N 309-ФЗ от 08.11.2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (ст. 2) внесены изменения в содержание Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" были установлены оклады по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, и предписано Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и руководителю Федеральной таможенной службы установить размеры должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложениях N 1, 3 и 5 к названному Постановлению (пункт 2).
Указанным постановлением предписано применять установленные в таком порядке оклады при определении размеров денежного довольствия для исчисления пенсий при назначении пенсий сотрудникам, увольняемым с 1 января 2012 года со службы из соответствующих федеральных органов исполнительной власти с правом на пенсию, и членам семей сотрудников, проходивших службу в этих органах, а также при пересмотре пенсий лиц, уволенных из этих органов до указанной даты, и членов их семей, назначенных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Приложением N1 к данному Постановлению предусмотрены размеры должностных окладов по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, применяемые при назначении (пересмотре) пенсий. В разделе 3 указанного приложения указаны главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью свыше 2,5 млн. человек, центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что данным постановлением был установлен иной размер окладов для сотрудников управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации применяемых при назначении пенсий и при этом в качестве критерия разделения субъектов Российской Федерации на группы установлена численность населения менее или свыше 2,5 млн. человек.
Должность первого заместителя начальника Главного управления в указанном Приложении отсутствует.
Во исполнение требований п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" Приказом МЧС России от 19.12.2011 года N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий" установлены оклады по нетиповым должностям сотрудников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, размер которых отличается в зависимости от численности населения в соответствующем субъекте - свыше или менее 2,5 млн. человек.
Должность первого заместителя начальника Главного управления указана в приложении N 9 к указанному приказу. При этом, по указанной должности в субъекте, с численностью населения менее 2,5 млн. человек, оклад установлен в размере " ... "
Поскольку истец занимал должность первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ленинградской области, а численность населения Ленинградской области составляет менее 2,5 млн. человек, то при перерасчете пенсии истца в связи с принятием указанных нормативных актов, надлежало руководствоваться размером оклада по соответствующей должности в субъекте с численностью менее 2,5 млн. человек.
Таким образом, истцу была назначена пенсия в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в размере " ... "., исходя из п.1 приложения N 9 к Приказу МЧС России от 19.12.2011 года N 762 без учета численности населения Ленинградской области менее 2,5 млн. человек, что и послужило основанием для перерасчета назначенной пенсии с 01 октября 2013 года.
Так же неправомерны доводы истца об увеличении размера оклада на 10% в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий", поскольку указанным Постановлением установлены размеры окладов по типовым должностям, должность истца в Приложениях к данному Постановлению не значится, назначение и перерасчет пенсий сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, занимающих нетиповые должности, к которым относится должность, занимаемая истцом, регулируется Приказом МЧС России от 19.12.2011 года N762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий", которым не предусмотрено повышение на 10% должностных окладов сотрудникам территориальных органов МЧС, дислоцированных в г.г. Москве, Санкт - Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Приказ Министра МЧС России N 140 от 26.02.2013 года, которым предусмотрена возможность повышения окладов по нетиповым штатным должностям устанавливал размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, которые с 01.01.2013 года проходили службу, в то время как истец в уволен со службы в сентябре 2010 года, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о необоснованности применения положений указанного Приказа является правильным.
Изначально должностной оклад истцу также был установлен с учетом повышения должностного оклада на 10%, что противоречит положениям ч. 1 ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", из которой следует, что для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Основанием для перерасчета пенсии истцу послужило выявление ошибки в расчете начислений, произведенных истцу, поскольку начислению подлежала пенсия из расчета в размере 28 000 руб. в соответствии с Приложением N 9 к приказу МЧС России от 19 декабря 2011 года N 762 "О размере должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий", по должности первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек.
Удержания в связи с неправильным определением размера пенсии истцу не производились.
Суд первой инстанции правильно указал, что изначально размер пенсии истца был назначен из неверно установленного ему должностного оклада, он получал пенсию в большем размере, чем ему было положено в связи с занимаемой должностью, действия ответчика по перерасчету истцу пенсии с 01.10.2013 года были направлены на приведение в соответствии с действующим законодательством пенсионного обеспечения истца, следовательно, перерасчет пенсии в соответствии с действующим законодательством является законным и обоснованным.
Принимая во внимание наличие законных оснований для пересмотра размера назначенной истцу пенсии в связи с неправильным применением нормативного акта, определяющего размер должностного оклада при определении размера пенсии, суд правомерно оставил без удовлетворения требования истца о взыскании недоплаченных сумм пенсии при выплате пенсии в пересмотренном размере, а также отклонил требования о компенсации морального вреда, учитывая, что право истца на получение пенсии ответчиком не нарушено, выплата пенсии истцу не прекращалась, индексация была проведена в соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таком положении не имеется оснований для вывода о нарушении прав истца вследствие действий ответчика, направленных на приведение размера пенсии Акуленко А.М. в соответствие с размером оклада, установленного по должности, занимавшейся истцом до увольнения.
Неправильное определение судом первой инстанции должности истца на момент увольнения: типовая или нетиповая, не является основанием к отмене решения суда, поскольку увольнение истца имело место в 2010 году до издания Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 года N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" и приказа МЧС России от 19 декабря 2011 года N 762 "О размере должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий", в которых определен перечень типовых и нетиповых должностей и размеры должностных окладов сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий. Таким образом, законодатель определил критерии и порядок назначения (пересмотра) пенсий сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в том числе определил типы должностей и размеры окладов при исчислении и перерасчете пенсий.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, по существу повторяют позицию истца, являвшуюся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, как основание для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акуленко А. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.