Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В., Бутковой Н.А.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-7773/2014 по апелляционной жалобе Галаховой Л. В. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2014 года, постановленное по заявлению Галаховой Л. В. о признании незаконными решений администрации Приморского района Санкт-Петербурга об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и включении в учетное дело члена семьи - матери заявителя Г.Г.А..
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя Галаховой Л.В., Судебная коллегия
УСТПАНОВИЛА:
Галахова Л.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) в постановке заявителя и членов ее семьи на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий от 3 апреля 2007 года, а также отказ администрации от 17 декабря 2013 года во включении в учетное дело заявителя ее матери - Г.Г.А.
В обоснование требований заявитель указала, что 3 апреля 2007 года администрация района неправомерно отказала в принятии заявителя и членов ее семьи: супруга и дочери на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, расценив факт регистрации матери заявителя - Г.Г.А. с 27 сентября 2005 в квартире общей площадью " ... " кв.м. по адресу: "адрес", как намеренное ухудшение заявителем жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ). Администрация района не приняла во внимание то обстоятельство, что вселяя мать в указанную квартиру, Галахова Л.В. стремилась воссоединить семью и обеспечить матери достойный уход, надлежащие условия жизни, при этом заявитель не имела целью уменьшение жилищной обеспеченности всех членов семьи.
Также полагает незаконным отказ администрации от 17 декабря 2013 года включить в учетное дело заявителя ее мать - Г.Г.А., указав, что ее мать более 10 лет проживает в Санкт-Петербурге, является " ... ", обеспечена общей площадью жилого помещения менее 10 кв.м.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Галахова Л.В. просила суд возложить на администрацию Приморского района Санкт-Петербурга обязанность принять ее и членов ее семьи, а всего трех человек (Галахова Л.В., С.Ю.В. и Г.М.Ю.) на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий не с 3 апреля 2013 года, а с даты первичного обращения - 3 апреля 2007 года; включить в учетное дело заявителя Г.Г.А.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2014 года в удовлетворении заявления Галаховой Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Галахова Л.В. просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции заявитель настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители администрации Приморского района Санкт-Петербурга о времени судебного заседания извещены, в суд не явился и ходатайства об отложении судебного разбирательства не представил. Руководствуясь ч.2 ст. 257 и ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке отдела вселения и регистрационного учета ГКУ ЖА "Приморского района" заявитель Галахова Л.В. является собственником " ... " квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 38,60 кв.м., жилой 20,20 кв.м. (л.д. " ... "), в которой она зарегистрирована постоянно с 29 июня 2004 года, также в квартире зарегистрированы и проживают муж и дочь заявителя - С.Ю.В. и Г.М.Ю. с 29 июня 2004 года.
Таким образом, до 27 сентября 2005 года на каждого члена семьи заявителя приходилось по 12, 86 кв.м. (38,60 кв.м./3 человека=12,86 кв.м.).
С 27 сентября 2005 года в квартиру "адрес", вселена и зарегистрирована постоянно в качестве члена семьи заявителя ее мать - Г.Г.А. В связи с этим общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи заявителя уменьшилась до 9, 65 кв.м. (38,60 кв.м./4 человека).
13 марта 2007 года Галахова Л.В. обратилась в администрацию района с заявлением о принятии ее и членов ее семьи, состоящих из мужа и дочери, на учет граждан нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Письмом от 13 апреля 2007 года N ... администрация Приморского района Санкт-Петербурга сообщила Галаховой Л.В., что решением от 3 апреля 2007 года жилищная комиссия отказала в принятии заявителя и членов ее семьи, а всего 3-х человек в принятии на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ, поскольку вселив в квартиру маму заявитель намеренно ухудшила жилищные условия своей семьи.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления в части признания незаконным отказ администрации района в постановке на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий от 3 апреля 2007 года, суд первой инстанции с доводами администрации района и указал, что вселение в квартиру в качестве члена семьи заявителя ее матери является обстоятельством, ухудшающим жилищные условия семьи заявителя и искусственно создающим основания для формального признания их нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Выводы суда первой инстанции являются верными, основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61) содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга учетный норматив жилищной обеспеченности составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного проживающего (ст.7 закона Санкт-Петербурга).
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан. К таким действиям закон отнесен, в том числе вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей).
Согласно абз.7 ч.2 ст. 3 названного закона Санкт-Петербурга граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Поскольку именно факт вселения и регистрации в квартире матери заявителя - Г.Г.А. 27 сентября 2005 года повлек уменьшение общей площади жилого помещения, приходившегося на каждого члена семьи заявителя с 12,86 кв.м. до 9, 65 кв.м., то эти действия заявителя правильно расценены администрацией района и судом первой инстанции как ухудшение жилищных условий семьи заявителя. Поэтому решением администрации района от 3 апреля 2007 года правильно отказано в признании Галаховой Л.В. и членов ее семьи: мужа и дочери нуждающимся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Доводы заявителя о вселении и регистрации Г.Г.А. с намерением обеспечить мать надлежащим внимание, уходом и условиями жизни, принятием ею гражданства РФ и воссоединением семьи, не имеют правого значения для разрешения спора, поскольку не являются самостоятельными основаниями для признания граждан нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий.
Кроме того Судебная коллегия считает, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления Галаховой Л.В. является пропуск трехмесячного срока, установленный ч.1 ст. 256 ГПК РФ для обжалования решений органа государственной власти и отсутствие правовых оснований для его восстановления.
Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
С заявлением об оспаривании отказа администрации района от 3 апреля 2007 года заявитель обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга 6 марта 2014 года, т.е. по истечении 7 лет с момента, когда вынесено оспариваемое решение и его содержание стало известно заявителю.
Частью 2 ст. 112 ГПК РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Галахова Л.В. не оспаривала факт пропуска срока обращения в суд, указав в суде первой инстанции и в судебном заседании апелляционной инстанции, что о решении администрации от 3 апреля 2007 года ей стало известно в апреле 2007 года. Указанный отказ заявитель полагала законным в силу своей юридической неграмотности, и только в декабре 2013 года изучив нормы жилищного законодательства, пришла к выводу о его незаконности.
Приведенные заявителем причины пропуска процессуального срока для обжалования решения администрации Приморского района Санкт-Петербурга судебная коллегия не расценивает в качестве уважительной, иных причины пропуска срока для обжалования отказа администрации района в принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий от 3 апреля 2007 года, которые суд мог бы расценить в качестве уважительных, заявителем не указаны и доказательства наличия таких причин суду не представлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск срока обращения в суд с заявлением может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Также судом первой инстанции проверена обоснованность отказа администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 17 декабря 2013 года включить в учетное дело заявителя ее матерь - Г.Г.А. и, не усмотрев нарушений закона Санкт-Петербурга N ... от 28 июля 2004 года, судом первой инстанции правильно отказано в удовлетворении заявления.
Так, судом первой инстанции установлено, что распоряжением администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 3 апреля 2013 года N ... заявитель Галахова Л.В. в составе семьи из трех человек (сама, супруг С.Ю.В., дочь Г.М.Ю.) приняты на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Письмом администрации от 24 декабря 2013 года N ... , Галахова Л.В. уведомлена о том, что 17 декабря 2013 года жилищная комиссия приняла решение об отказе включить Г.Г.А. (мать заявителя) в учетное дело заявителя на основании п. 4.1 Положения о порядке ведения учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2005 года N 1545, т.к. Г.Г.А. вселена в квартиру заявителя 27 сентября 2005 года, т.е. до принятия заявителя 3 апреля 2013 года на учет.
Частью 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61, помимо прочих условий, установлены такие обязательные условие для признания гражданина нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, как наличие гражданства Российской Федерации и проживание в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее 10 лет.
Гражданка " ... " Г.Г.А. принята в гражданство Российской Федерации 12 августе 2005 года, о чем на л.д. " ... " имеется справка паспортно-визового управления ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Согласно правке УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. " ... ") Г.Г.А.., как гражданка " ... " зарегистрирована по месту пребывания в Санкт-Петербурге: в период с 9 октября 2003 года по 27 декабря 2003 года по адресу: "адрес"; в период с 28 декабря 2003 года до 29 декабря 2004 года и с 31 января 2005 года до 17 декабря 2005 года по адресу: " ... ".
Таким образом, с даты принятия гражданства Российской Федерации 12 августа 2005 года, а также с даты постоянной регистрации в квартире дочери с 27 сентября 2005 года и по настоящее время Г.Г.А. не проживает в Санкт-Петербурге 10 лет. Следовательно, не относится к лицам, указанным в п. 1-4 ч. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61. в связи с чем не возникло оснований для признания ее нуждающейся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2005 года N 1545 утверждено Положение о порядке ведения учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - Положение).
Пунктами 4.1 и 4.2 Положения установлено, что члены семьи, вселенные гражданином после принятия его на учет, включаются в учетное дело по заявлению гражданина только при наличии оснований, дающих им право принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий. Исключение составляют несовершеннолетние дети, вселенные к родителям.
Включение в учетное дело членов семьи, вселенных гражданином, осуществляется распоряжением администрации района Санкт-Петербурга.
Поскольку мать заявителя вселена в квартиру, принадлежащую Галаховой Л.В. на праве собственности 27 сентября 2005 года, т.е. до принятия заявителя 3 апреля 2013 года на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, а также в виду отсутствия у Г.Г.А. самостоятельного права постановки на такой учет, то является законным и обоснованным отказ администрации района включить Г.Г.А. в учетное дело ее дочери Галаховой Л.В.
В связи с этим не обоснован довод апелляционной жалобы о неправильном толковании судом Положения о порядке ведения учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2005 года N 1545.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербург от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.