Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пашковского Д.И.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Союз" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
УСТАНОВИЛ:
ООО "Союз" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Заявленные требования мотивированы следующим.
ООО "Союз" является собственником объекта недвижимости: земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" (далее - земельный участок). Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты кадастровой оценки стоимости указанного объекта по состоянию на 01.01.2011 в размере "данные изъяты" рублей. Утвержденная стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" рублей является неверной, так как его действительная рыночная стоимость на указанную дату составляет "данные изъяты" рубля, что подтверждается экспертным заключением от "дата" N 4092/2014 на отчет N 433 об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка.
24.11.2014 Управлением Росреестра по Красноярскому краю принято заявление ООО "Союз" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. "дата" комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вынесено решение об отклонении заявления общества по мотиву не соответствия представленного отчета требованиям Закона об оценке и Федеральных стандартов оценки. Полагая, что представленный отчет соответствует всем необходимым требованиям, а решение комиссии является незаконным ООО "Союз" обратилось в суд с настоящим заявлением, в котором просило признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от "дата" N 35 и возложить на заинтересованное лицо обязанность принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного в размере его рыночной стоимости, т.е. в размере "данные изъяты" рубля.
В судебном заседании представитель ООО "Союз" по доверенности Дворяк В.Г. и Мельников А.Ю. заявление поддержали.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по доверенности Черепахина О.В. против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на то, что обжалуемое решение принято Комиссией в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заслушав объяснения представителей ООО "Союз", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, специалиста Бессонову К.А., изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ч. 1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении данной категории дел по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу ст. 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закона об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Как видно из материалов дела, ООО "Союз" является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", строения "адрес" Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты кадастровой оценки стоимости указанного объекта по состоянию на 01.01.2011 в размере "данные изъяты" рублей.
"данные изъяты" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21.11.2011 N 453, поступило заявление ООО "Союз" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с приложением необходимых для этого документов. В соответствии с Отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2011 определена в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 11.12.2014 N 35 отклонено заявление ООО "Союз" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Оспаривая данное решение комиссии, и требуя его отмены, заявитель указывает на его незаконность, с чем суд не может согласиться.
Порядок создания и работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок).Согласно п. 1 Порядка комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая Комиссия.
В п. 25 Порядка установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Приказом Росреестра (уполномоченным на то органом) от 21.11.2011 N 453 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 11.12.2014 N 35 по заявлению ООО "Союз" принято в установленном законом порядке, что подтверждается представленным суду протоколом заседания Комиссии от 10.12.2014 (т. 2 л.д. 45 - 46).
Ссылки заявителя на отсутствие недостатков представленного Комиссии отчета подлежат отклонению.
Так, оценке суда подлежит наличие или отсутствие оснований для принятия комиссией положительного решения - решения об установлении кадастровой стоимости в размере заявленной рыночной стоимости.
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Согласно методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Минимущества РФ от 06.03.2002 N 568-р, на сравнительном подходе основаны метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения. На доходном подходе основаны метод капитализации земельной ренты, метод остатка, метод предполагаемого использования. Элементы затратного подхода в части расчета стоимости воспроизводства или замещения улучшений земельного участка используются в методе остатка и методе выделения.
Судом исследован отчет от "данные изъяты" (т. 1 л.д. 14 - 356) и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, а именно: оценщик отказался от доходного метода оценки, в отчете по объекту оценки не приведены необходимые характеристики по объему подключенной мощности по водоснабжению, канализации и электричеству, что является существенным для определения стоимости земельного участка, в отчете отсутствуют сведения о дате информации, используемой для расчета корректировки на местоположения.
В силу того, что оценщик указывал на минимальный объем информации, относящейся к периоду близкому к дате оценки, информация, используемая для расчета корректировки на местоположение может относиться к дате после даты оценки, что является нарушением п. 19 ФСО N 1.
Следовательно, отчет об оценке от "данные изъяты", предоставленный обществом в Комиссию, не мог быть принят в качестве надлежащего доказательства достоверности определения рыночной стоимости спорного земельного участка в связи с его не соответствием требованиям действующего законодательства, в связи с чем, представленный отчет не может служить основанием для внесение каких-либо изменений в государственный кадастр.
При вышеизложенных обстоятельствах решение Комиссии не нарушает прав и законных интересов заявителя, что в силу требований ст. 258 ГПК РФ, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Комиссии от 11.12.2014 N 35.
Доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по доверенности Черепахиной О.В. о подведомственности данного спора арбитражному суду являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Соответственно, настоящий спор относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО "Союз" о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 11.12.2014 N 35 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Д.И. Пашковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.