судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Маркатюк Г.В., Славской Л.А.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Романчук А.Н. к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении квартиры,
по апелляционной жалобе Романчука А.Н.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 9 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Романчука А.Н. к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении квартиры, оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романчук А.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении квартиры с учетом членов его семьи.
Свои требования мотивировал тем, что он, являясь инвалидом Великой Отечественной Войны, 05.04.2010 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Решением комиссии Министерства социальной политики по Красноярскому краю ему предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу г "данные изъяты" В предоставленном жилом помещении в настоящее время проживают: сам истец, его супруга Романчук Л.А. и сын - Романчук А.А.
Романчук А.Н., считая, что проживать в предоставленной ему и членам его семьи малогабаритной квартире не представляется возможным, просил предоставить ему квартиру с учетом членов его семьи.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Романчук А.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права и неправильным определением фактических обстоятельств дела, из которых следует, что в связи с предоставлением ему и членам его семьи, состоящей из супруги, сына, страдающего эпилепсией и двух дочерей, малогабаритной квартиры, он, являясь инвалидом Великой Отечественной войны, лишен возможности нормального проживания и получения необходимого ухода. Считает, что квартира должна была быть ему предоставлена с учетом всех членов его семьи.
В судебное заседание истец Романчук А.Н., представитель администрации г. Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Романчука А.Н. - Романчука А.А. (доверенность от 16.05.2012 года), одновременно являющегося 3-м лицом, 3-е лицо Романчук Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Министерства социальной политики Красноярского края - Васильеву О.А. (доверенность от 24.12.2014 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из ст. 23.2 указанного Федерального Закона, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений указанного Федерального закона на территории Красноярского края принят Закон от 18.02.2010 года N10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Согласно ст. 4 Закона края меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению, путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 Постановления администрации г. Красноярска от 14.04.2005 г. N 192 установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания, а также для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда города Красноярска по договору социального найма (норма предоставления) - в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, для одиноко проживающего гражданина - 18 кв. м общей площади жилого помещения.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Романчук А.Н., являющийся инвалидом Великой Отечественной войны, распоряжением администрации Центрального района г. Красноярска N246 от 05.04.2010 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку, проживая на основании договора социального найма в квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты", с супругой, сыном, двумя дочерьми и двумя внуками, был обеспечен жильем менее установленной учетной нормы (8,66 кв.м., при учетной норме в г. Красноярске 12 кв.м.)
28.10.2010 года истец обратился с заявлением к Министру социальной политики Красноярского края о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с учетом проживающей с ним супруги.
Согласно ст. 8.1 Закона Красноярского края от 18.02.2010 N10-4386 обеспечение жильем ветеранов осуществляется путем строительства жилых помещений с последующим предоставлением ветеранам по договорам социального найма, по нормам, определенным в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, и в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 указанного закона, норма общей площади жилья, учитываемая при определении объема средств на приобретение ветерану жилого помещения в собственность, на строительство жилого помещения, предоставляемого ветерану по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства, либо при расчете размера единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, составляет 36 квадратных метров общей площади жилья.
Решением комиссии по решению вопросов по обеспечению жильем Министерства социальной политики по Красноярскому краю в отношении истца установлено право на улучшение жилищных условий. Приказом Министра Красноярского края N 569-0 от 13.12.2010 года истцу предоставлена двухкомнатная квартира "данные изъяты", находящаяся в муниципальной собственности.
11.02.2011 года между администрацией Центрального района г. Красноярска и истцом был заключен договор социального найма 99-НЦ от 11.02.2011 года, в соответствии с которым истцу предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "данные изъяты" Совместно с Романчук А.Н. в указанное жилое помещение вселена его супруга Романчук Л.А.
Распоряжением администрации Центрального района г. Красноярска N525 от 08.07.2011 года произведена замена нанимателя жилого помещения - "данные изъяты" В договор социального найма от 14.03.2007 года N2/113 внесены изменения -в качестве нанимателя "Романчука А.Н." указан "Романчук А.А., п.п. 1,2 п. 3 раздела III договора следующего содержания: Романчук Л.А. (жена), Романчук А.А. - исключены.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, истец Романчук А.Н., являющийся инвалидом Великой Отечественной войны, реализовал свое право на получение меры социальной поддержки в виде получения благоустроенной двухкомнатной квартиры по договору социального найма. При этом с учетом вселенной в указанную квартиру супруги истца обеспеченность Романчука А.Н. составляет более установленной учетной нормы. (48/2=21,1 кв.м.).
Кроме того, как следует из акта об установлении места проживания Романчука А.Н. от 08.05.2014 года, последний в телефонном режиме пояснил, что "данные изъяты" проживает его средняя дочь "данные изъяты" с семьей. Сам истец фактически проживает "данные изъяты" с супругой Романчук Л.А. и сыном Романчук А.А. Старшая дочь "данные изъяты" с семьей проживает отдельно. Таким образом, фактически проживая в квартире по адресу: г. "данные изъяты" с женой и сыном Романчуком А.А. истец обеспечен жильем более установленной учетной нормы (60,6 кв.м. /3 = 20,2 кв.м.).
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец реализовал свое право на улучшение жилищных условий, в настоящее время нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Романчука А.Н. о предоставлении ему жилого помещения большей площади.
Доводы апелляционной жалобы истца, о том, что судом было неправильно установлено его место жительства, что он фактически проживает по адресу: "данные изъяты" судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они опровергаются имеющимся в материалах дела актом об установлении места проживания истца от 08.05.2014 года, согласно которому истец в телефоном режиме пояснил, что он фактически проживает в "данные изъяты" В "данные изъяты" проживает его средняя дочь "данные изъяты" с семьей. При этом специалист УСЗН администрации Центрального района не был допущен в квартиры по адресам: "данные изъяты" с целью установления фактического места жительства истца. Кроме того, указанные обстоятельства не могут повлиять на правильность выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Романчука А.Н. о предоставлении жилого помещения большей площади, поскольку обеспеченность истца при проживании в квартире по адресу: "данные изъяты" составляет более установленной учетной нормы.
Доводы апелляционной жалобы Романчука А.Н. о том, что он должен быть обеспечен жилым помещением с учетом членов его семьи: супруги, сына и двух дочерей, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 9 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Романчука А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.