Определение Московского городского суда от 02 марта 2015 г. N 4г-1298/15
Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Китаева В.В., поступившую 05 февраля 2015 года, на решение Люблинского районного суда города Москвы от 24 января 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 сентября 2014 года по делу по иску Китаева В.В. к Управлению социальной защиты населения района Печатники города Москвы, Министерству Финансов РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно- курортное лечение, компенсации морального вреда,
установил:
Истец Китаев В.В. обратился в суд с иском к ответчикам Управлению социальной защиты населения района Печатники города Москвы, Министерству финансов Российской Федерации. Уточнив исковые требования, Китаев В.В. просил обязать Управление социальной защиты населения района Печатники города Москвы предоставить путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 г. и 2013 г. в срок до 31 декабря 2014 года за счет бюджета Российской Федерации и взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере ***. В обоснование заявленных требований истец указывал, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, с 1992 года ему установлена 2 группа инвалидности по причине "заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС", после переосвидетельствования 12 ноября 1997 года и 12 октября 2002 года истцу установлена 2 группа инвалидности бессрочно, в связи с чем он имеет право на ежегодное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, несмотря на заявления о предоставлении путевки в 2012 году и в 2013 году, Управление социальной защиты населения района Печатники города Москвы за указанный период не предоставило путевки на санаторно-курортное лечение.
Решением Люблинского районного суда города Москвы от 24 января 2014 года в удовлетворении исковых требований Китаева В.В. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 сентября 2014 года решение Люблинского районного суда города Москвы от 24 января 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Китаев В.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке,
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", истец обладает правом на меры социальной поддержки, в том числе, в виде получения бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение не чаще одного раза в год.
Согласно п.п. 2, 5 ст.6.3 Федерального закона N 178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главной устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно п.3.7 "Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года N 328, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Пунктом 3.9 указанного Порядка предусмотрено, что исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с поданными заявлениями и справками для их получения.
Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года N 2065-Р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части федеральных полномочий, в том числе, по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, в соответствии с которым с 01 января 2009 года предоставление данной социальной услуги относится к компетенции органов социальной защиты населения.
Пунктом 1.5 Положения о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве и включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 года N 755-ПП, бесплатная санаторно-курортная путевка предоставляется не чаще одного раза в течение календарного года.
Санаторно-курортные путевки распределяются с учетом даты постановки граждан из числа федеральных льготных категорий на учет для получения санаторного лечения в соответствии с рекомендуемым профилем, сезоном и местом лечения, согласно медицинскому заключению лечебно-профилактического учреждения (п.3.1 названного выше Положения).
Судом установлено, что Китаев В.В. является инвалидом второй группы вследствие Чернобыльской катастрофы бессрочно с 01 октября 2007 года и имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
С заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году и в 2013 году истец обратился в Управление социальной защиты населения района Печатники города Москвы, соответственно, 01 ноября 2012 года и 11 октября 2013 года, однако, путевками на санаторно-курортное лечение за указанные периоды истец обеспечен не был. Решением Комиссии по распределению санаторно-курортных путевок от 24 декабря 2013 года N 1 Китаеву В.В. выделена санаторно-курортная путевка в санаторий "Виктория Ессентуки" сроком заезда с 29 января 2014 года по 15 февраля 2014 года, которая выдана истцу 25 декабря 2013 года.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что Китаев В.В. имел право на предоставление ему Управлением социальной защиты населения путевки на санаторно- курортное лечение при наличии медицинских показаний, и такая путевка была предоставлена истцу в период с 29 января 2014 года по 15 февраля 2014 года. Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность повторного предоставления санаторно-курортной путевки в одном и том же календарном году, исковые требования истца о предоставлении санаторно- курортных путевок за 2012 и 2013 года в 2014 году удовлетворению не подлежали.
Кроме того, суд правомерно отказал Китаеву В.В. о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда, поскольку виновных действий УСЗН района Печатники города Москвы в ходе судебного разбирательство установлено не было, оснований для применения положений ст. 151 ГК РФ не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что Федеральным законом "О государственной социальной помощи" предусмотрена возможность предоставления путевки более чем одного раза в год, если ранее гражданином право на путевку реализовано не было, не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Нормы действующего законодательства, на которые ссылается заявитель в части названных доводов, указанных положений не содержат.
Суд, основываясь на объективном исследовании доказательств, установил все необходимые для разрешения дела обстоятельства, и дал им надлежащую оценку. Рассмотрев дело в пределах требований истца, суд правомерно не нашел оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с принятым решением, выводы судебных инстанций в части доводов заявителя являются правильными, в решении и определении судебной коллегии мотивированы, и в жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении судебных постановлений существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы принципу правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Китаева В.В. на решение Люблинского районного суда города Москвы от 24 января 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 сентября 2014 года по делу по иску Китаева В.В. к Управлению социальной защиты населения района Печатники города Москвы, Министерству Финансов РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно- курортное лечение, компенсации морального вреда, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.