Определение Московского городского суда от 16 февраля 2015 г. N 33-792/15
Судья Чурсина С.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело N33-792
16 февраля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Горновой М.В.
Судей Смирновой Ю.А., Казаковой О.Н., при секретаре Вакуровой О.О.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н.
дело по апелляционному представлению Сергиево-Посадского городского прокурора на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 июля 2014 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Сергиево-Посадского прокурора к ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза", Администрации городского поселения Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании заключения экспертов недействительным-отказать,
установила:
Истец обратился в суд с иском к ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза", Администрации городского поселения Сергиево- Посадского муниципального района Московской области о признании заключения экспертов недействительным, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Распоряжением Президента РФ и Председателя Верховного совета РФ от 15.10.1992 N*** "Архитектурный ансамбль Троице Сергиевой Лавры" отнесен к объектам историко-культурного и природного наследий общероссийского значения и включен в государственный перечень особо ценных объектов" национального культурного наследия Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного населения от 22.04.2011 N*** утверждены границы зон охраны "Архитектурного ансамбля Троице - Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде". Указанный нормативно-правовой акт был издан Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного населения в пределах имеющейся компетенции и имеет юридическую силу, что подтверждается определением Московского областного суда по делу N*** от 24.04.2013.
Согласно 4.1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЭ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде и сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с ч.2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса к открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
В настоящее время ООО "ПКФ "Виктория-5" в соответствии с договорами уступки прав аренды земельного участка является правообладателем земельных участков с кадастровыми N*** общей площадью 26639 кв.м. и N*** общей площадью 7500 кв.м.
Установлено, что 06.05.2013 администрацией городского поселения Сергиев Посад выдано ООО "ПКФ "Виктория-5" разрешение на строительство многоквартирного дома по адресу: ***.
Основанием для выдачи вышеуказанного разрешения на строительство послужило в том числе положительное заключение государственной экспертизы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" N*** от 25.01.2013 на объект капитального строительства: многоэтажный жилой дом и культурно - коммерческий центр, расположенный по адресу ***.
Согласно информации министерства культуры Московской области земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает возведение новых объектов капитального строительства , за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской парковой зоны, что также подтверждается предписанием Управления Министерства культуры РФ по ЦФО от 08.11.2013 , а также актом проверки Главархитектуры Московской области от 12.02.2013 г, материалами об административном правонарушении , согласно которым ООО "ПКФ Виктория-5"привлечено к административно ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в виде штрафа.
Апелляционным определением Московского областного суда от 02.06.2014 требования Сергиево-Посадского городского прокурора к администрации городского поселения Сергиев Посад о признании действий по выдаче разрешения на строительство ООО "ПКФ "Витория-5", признании разрешения на строительство ООО "ПКФ "Виктория-5" незаконным, признании недействительным, удовлетворены в полном объеме. Поскольку положительное заключение государственной экспертизы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" N*** от 25.01.2013 не содержит разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия-архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры" в связи с чем, противоречит требованиям ФЗ N73 "Об объектах культурного наследия( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" После уточнения исковых требований истец просил признать заключение государственной экспертизы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза N*** т 25.01.2013 на объект капитального строительства многоэтажный дом и культурно-коммерческий центр . расположенный по адресу: *** недействительным.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Кебетова Д.М., представителя ГАУ МО "Мособлэкспертиза" Лобасюк Н.В., представителя УМК РФ по Центральному Федеральному округу Метревели М.М., Придачина А.И., представителей ООО "ПФК-Виктория-5" Пилюгину Е.А., Сороченкову Л.В., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Данным требования решение суда не соответствует.
В соответствии с ч.5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В соответствии с ч.З ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного.
В соответствии с Распоряжением Президента РФ и Председателя Верховного совета РФ от 15.10.1992 N584-р "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры" отнесен к объектам историко-культурного и природного наследия общероссийского значения и включен в государственный перечень особо ценных объектов национального культурного наследия Российской Федерации. Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного населения от 22.04.2011 N*** утверждены границы зон охраны "Архитектурный ансамбль Троице -Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде".
При подготовке и исполнении заключения требования вышеназванной нормы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" выполнены не были.
В соответствии с ч. 6.3 Градостроительного кодекса РФ результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов , строительство , реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения
Оспариваемое заключение не соответствует требованиями действующего законодательства, а именно ч.8 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, в силу которой основаниями для отказа в принятии проектной документации и ( или ) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ., а именно разделы, которые регламентируются специальными законами. В том числе ФЗ "Об охране объектов культурного наследия". Изложенное указывает на то. что имелись основания для выдачи в соответствии с ч.3 ст.48 Градостроительного кодека РФ отрицательного заключения так как в соответствии со ст.94 , 99 ЗК РФ земли "Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры" относятся к особо охраняемым территориям как объект культурного наследия .Изложенное подтверждается решением Московского областного суда от 02.06.2014 г, которым было признано недействительным разрешение на строительство многоквартирного дома от 06.05.203 года. Изложенное указывает на то, что заключение ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза от 25.01.2013 г. за N*** на объект капитального строительства - многоэтажный дом и культурно-коммерческий центр, расположенный в районе школы N*** является недействительным.
В связи с этим, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть признано законным и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 июля 2014 г. отменить.
Признать заключение государственной экспертизы ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза" N*** от 25.01.2013 года на объект капитального строительства -многоэтажный жилой дом и культурно-коммерческий центр, расположенный по адресу: ***, недействительным.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.