Судья: Жребец Т.Е.
гр.дело N 33-3128
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 февраля 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Грибовой Е.Н.
и судей Канивец Т.В., Раскатовой Н.Н.,
при секретаре Горлове В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобе истца Степанова В.Н.,
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 июня 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Степанова В.Н., Степановой С.В., Степанова А.В., Степанова А.В. отказать в полном объеме.",
установила
Степанов В.Н., Степанова С.В., Степанов А.В., Степанов А.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РРФ о признании права Степанова В.Н и членов его семьи, Степановой С.В., Степанова А.В., Степанова А.В. на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ, в котором просили признать решение ДЖО МО РФ от 22.10.2013г. N*** об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в части касающейся снятия с жилищного учета, незаконным; обязать ДЖО МО РФ восстановить Степанова В.Н. и членов его семьи Степанову СВ., Степанова А.В., Степанова А.В. на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма датой первоначальной постановки.
В обоснование исковых требований истцы указывают, что Степанов В.Н. проходил военную службу, был уволен 06.05.2010г. в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга в календарном исчислении составляет более 29 лет. Состав семьи 4 человека, на состав семьи положено от 87 до 106 кв.м. в избранном месте жительства. Семья истцов была признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма по последнему месту службы в г. Москве, ввиду отсутствия жилых помещений в г. Москве, избранное место службы после увольнения с военной службы было изменено на г***. Истцы проживают в полученной от Министерства обороны РФ квартире по адресу: ****. Жилых помещений на праве собственности истцы не имеют. Согласно извещению от 13.05.2013г. истцам распределено жилое помещение в виде двух отдельных квартир по адресу: ***. В ходе оформления квартир Степанову В.Н. было предложено оставить имеющуюся квартиру и получить недостающую жилую площадь в г. Балашиха. 20.06.2013г. истцом было поучено извещение о распределении квартиры ****. Общая площадь занимаемых жилых помещений составила 108,4 кв.м., при этом истцы должны были возместить средства за превышение общей площади жилого помещения на 4,8 кв.м. в сумме 178 574,4 руб., 02.07.2013г. Степанов В.Н. дал свое согласие на получение указанного жилья с компенсацией. Степанов В.Н. сдал в ДЖО МО РФ необходимые документы. 29.11.2013г. Степанову В.Н. было вручено решение об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием для снятия с учета явились сведения о наличии у Степанова А.В доли в жилом помещении по адресу: **** и обеспечение семьи истцов жилым помещением по адресу: ****. Истец Степанов А.А. полагает, что имеет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, в связи с чем считает отказ в реализации его права на получение жилого помещения по избранному месту жительства незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Степанов В.Н., представитель истцов по доверенностям явились, исковые требования поддержали, просила их удовлетворить в полном объеме.
Истцы Степанова С.В., Степанов А.В., Степанов А.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик для участия в судебном заседании суда первой инстанции своего представителя не направил, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом было постановлено указанное решение, об отмене которого просит истец Степанов В.Н. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав Степанова В.Н. и его представителя по доверенности Жердева О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Степанов В.Н. проходил военную службу, на основании приказа от 06.05.2010г. был досрочно уволен в запас в связи с организационно штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава части приказом от 12.05.2010г.. Календарная выслуга составила 29 лет. 8 мес (л.д.11,12).
Степанову В.Н. на основании ордера от 09.06.1998 г. на состав семьи 4 человека (он, его супруга - Степанова СВ., дети - ****) была предоставлена 3-х комнатная квартира, общей площадью 76,4 кв.м. по адресу: *** (л.д.17).
13.07.2006г. Степанов В.Н. на имя Начальника *** управления подал рапорт с просьбой ходатайствовать перед жилищной комиссией войсковой части **** о признании его нуждающимся в получении жилья в г. Москве, указав, что в настоящее время проживает в квартире по адресу: **** в закрытом военном городке (л.д.24).
Как видно из предоставленной справки от 24.06.2014г. N***, выданной начальником отела в/ч ***, Степанов В.Н. решением жилищной комиссии в/ч**** от 05.09.2006г. (протокол N***) по составу семьи 4 человека был включен в список очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) войсковой части ***.
Согласно извещению от 13.05.2013г. истцам распределены жилые помещения в виде двух отдельных квартир по адресу: ***.
На корешке N*** к извещению о распределении жилого помещения N*** от 13.05.2013г. истец Степанов указал, что просит выделить жилое помещение в дополнение к имеющейся жилой площади в ***, общей площадью 76,4 кв.м. (л.д.13).
Согласно извещению от 20.06.2013г. истцам на состав семьи из 4 человек распределена отдельная квартира по адресу: ***, общей площадью 34,4 кв.м., на распределение которой истцы дали свое согласие, при этом истцы должны были возместить средства за превышение общей площади жилого помещения на 4,8 кв.м. в сумме 178 574,4 руб., 02.07.2013г. (л.д.14).
Решением ДЖО МО РФ от 22.10.2013г. N*** Степанову В.Н. и членам его семьи отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по адресу: ***, общей площадью 34,4 кв.м.; Степанов В.Н. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Основанием для вынесения решения от 22.10.2013г. явилось то обстоятельство, что Степанов В.Н. и члены его семьи (Степанова СВ., дети - Степанов А.В., Степанов А.В.) обеспечены на условиях социального найма жилым помещением общей площадью 76,4 кв.м. находящимся по адресу Московская область, *** (более 8 кв.м на человека). Кроме того, сын Степанова В.Н. - ***, имеет в общей долевой собственности (доля в праве _) жилое помещение в виде квартиры N***, общей площадью 52,7 кв.м. по адресу: ***.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 1 и 3 п. 1 ст. 15 названного Закона государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление жилых помещений.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (абз. 1,2,3).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (абз. 12).
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, (п. 13, абз.1).
В период на дату включения истца Степанова В.Н. в список очередников на получение жилой площади в г. Москве (05.09.2006г.) действовал приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями" в Вооруженных Силах Российской Федерации". В соответствии с п.п. 27,28 названного приказа, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
В силу ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по
договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с пп. "д" п. 10 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (ред. от 21.03.2013) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Степановых В.Н., С.В., А.В., А.В, суд обоснованно исходил из того, что истцы на дату вынесения решения, оформленного протоколом N 1 заседания жилищной комиссии в/ч **** от 05.09.2006 г. были обеспечены жилым помещением - квартирой по адресу: ****, общей площадью 76, 4 кв.м (по 19,1 кв.м на каждого члена семьи), то есть площадью, соответствующей нормам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Мытищинском муниципальном районе Московской области, поскольку в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от 21.12.2006 г. N 18/2 "Об утверждении Положения о порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма на территории городского поселения Мытищи" учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 8 кв.м общей площади жилого помещения, а норма предоставления в городском поселении Мытищи устанавливается в пределах от 12 кв.м до 18 кв.м общей площади. При этом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. N 1779-р военный городок N *** исключен из перечня закрытых военных городов, имеющих жилищный фонд.
Учитывая, что Степанов В.Н. не сдал жилое помещение в городе *** и, как усматривается из материалов дела, не имел намерение его сдавать при предоставлении ему жилого помещения по выбранному месту жительства - в г. Балашахе, поскольку от первоначально предоставленных двух квартир в г. Балашихе отказался, указав в извещении, что просит выделить ему жилое помещение в дополнение к уже имеющемуся в г. Мытищи-16, жилое помещение в г. Мытищи-16 было предоставлено Степанову В.Н. как военнослужащему от Министерства обороны и в настоящее время может быть истцами приватизировано, так как в настоящее время уже не находится в закрытом военном городке, площадь данного жилого помещения соответствует нормам предоставления, суд пришел к правильному выводу о том, что Степанов В.Н. и члены его семьи обеспечены жилым помещениям по установленным нормам и права на получение ещё одного жилого помещения от Министерства обороны РФ не имеют.
В то же время суд правомерно указал, что ДЖО МО РФ ошибочно сослался в оспариваемом решении от 22.10.2013 г. на наличие у Степанова А.В. доли в жилом помещении в г. Казань, однако данное обстоятельство не имеет правового значения и не влияет на правильность выводов суда о правомерности указанного решения ДЖО МО РФ в силу приведенных выше обстоятельств.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым ГПК РФ, является правильной, в связи с чем у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с п.п. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 г. N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений, что и послужило основанием для признания Степанова В.Н. и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений, поскольку Степанов В.Н. избрал место жительство после увольнения - г. Москва, а затем изменил его на г. Балашиху (л.д. 23, 24).
Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Положение закона, предусматривающее представление военнослужащим при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определением от 22 января 2014 г. N 19-О, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного или муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
Как было указано выше, Степанов В.Н. отказался от получения квартир в пределах установленной нормы по избранному месту жительства с последующей сдачей занимаемого жилого помещения и просил предоставить жилое помещение по избранному месту жительства в дополнение к занимаемому. Таким образом, Степанов В.Н., обеспеченный муниципальным жилым помещением по установленным нормам, поставил перед ДЖО вопрос о предоставлении ему ещё одного жилого помещения из государственного жилищного фонда, что не основано на законе. Обеспеченность всех членов семьи жильем в пределах установленных норм с учетом права Степанова В.Н. на дополнительную площадь в случае предоставления ещё одного жилого помещения, в данном случае не является основанием для повторного обеспечения Степанова В.Н. и членов его семьи жильем в другом населенном пункте за счет федерального бюджета по линии Министерства обороны РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующих обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 июня 2014 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 июня 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Степанова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.