Судья: Тюрина Е.П. N 33-3270/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Пильгановой В.М., Семченко А.В.,
при секретаре Обуховской Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Ивлева * *
на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ивлева * * к ГКУ Центр занятости населения Западного административного округа города Москвы отдел Дорогомилово Департамента труда и занятости населения города Москвы о признании безработным с 25 * 2013 года отказать,
установила:
Ивлев В.В. обратился в суд с иском к ГКУ ЦЗН ЗАО г. Москвы отдел Дорогомилово, просил признать его безработным и обязать ответчика зарегистрировать его в качестве безработного, в обосновании заявленных требований ссылаясь на то, что по 03.*.2013 г. работал в ТОО "Дилижанс-Вояж", откуда был уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, что подтверждается записью в трудовой книжки, 25.*.2013 г. обратился к ответчику для постановки на учет в качестве безработного, однако, был зарегистрирован в качестве гражданина, ищущего работу, в связи с тем, что им не была представлена справка о размере среднего заработка, выданная по последнему месту работы, от выдачи которой его бывший работодатель - ТОО "Дилижанс-Вояж" уклоняется.
В судебном заседании Ивлев В.В. исковые требования поддержал, ответчик ГКУ ЦЗН ЗАО г. Москвы отдел Дорогомилово и третье лицо ТОО "Дилижанс-Вояж" в суд своих представителей не направили.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Ивлев В.В.
На заседание судебной коллегии участвующие в деле лица не явились, о месте и времени заседания извещены, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщили, в связи с чем дело в апелляционном порядке рассмотрено в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда, исходя из следующего:
Согласно представленной трудовой книжки Ивлева В.В., он с 03.*.1996 г. состоял в трудовых отношениях с ТОО "Дилижанс-Вояж" по должности менеджера по туризму; 03.*.2013 г. трудовые отношения между Ивлевым и ТОО "Дилижанс-Вояж" были прекращен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника).
25.*.2013 г. Ивлев В.В. был зарегистрирован в отделе трудоустройства Дорогомилого ГКУ ЦЗН ЗАО г. Москвы как гражданин, ищущий работу, ему оказывается государственная услуга в подборе подходящей работы; статуса безработного истец не имеет, пособие по безработице не получает.
Основанием для отказа в постановке на учет в качестве безработного со стороны ответчика послужило не предоставление Ивлевым В.В. необходимого комплекта документов в полном объеме, а именно: справке о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; все иные документы: паспорт, трудовая книжка, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию, - им представлены были, что со стороны ответчика не оспаривалось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии одного из документов, указанных в п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ", органы службы занятости не могут рассматривать вопрос о признании граждан безработными до момента предоставления указанными гражданами всех необходимых документов, в связи с чем указал на отсутствие оснований для принятия решения о признании истца безработным.
Однако, с данными выводами суда согласиться нельзя, исходя из следующего:
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями ст. 3 данного Закона РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 настоящего Закона (занятые граждане).
В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Между тем, отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 1 и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать на равных основаниях лицам, временно лишившимся работы, заработка, дохода, учитывая целевое назначение пособия по безработице, которое как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 22 октября 2009 года N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 года N 421-О, от 15 ноября 2007 года N *-О-О и от 12 апреля 2011 года N 550-О-О).
Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 указанного закона. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Из указанных норм права следует, что отсутствие у истца справки о среднем заработке, которую он не может получить от бывшего работодателя в соответствии со своими заявлениями, поданными в порядке ст. 62 ТК РФ, то есть объективно лишен возможности ее предоставления, - не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного и для получения минимального размера пособия.
Таким образом, решение суда, как основанное на неправильном применении норм материального права, нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2014 года отменить, принять по делу новое решение:
Признать Ивлева * *, 08.*.1962 г. рождения, безработным.
Обязать ГКУ ЦЗН ЗАО г. Москвы отдел Дорогомилово зарегистрировать Ивлева Вячеслава Витальевича, 08.*.1962 г. рождения, в качестве безработного.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.