18 февраля 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н., судей Гончаровой О.С. и Дорохиной Е.М. при секретаре Коротковой Н.А. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда гор. Москвы по доверенности Эльдарова А.М. на решение Пресненского рай1онного суда гор. Москвы от 30 июня 2014 г., которым постановлено:
Признать незаконным и отменить распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы от <_.>о снятии Свежининой Е.А., Свежинина М.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать ДЖП и ЖФ г. Москвы восстановить указанных граждан на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по учетному делу N<_.>,
установила
Свежинина Е.А., Свежинин М.Ю. обратились в суд с заявлением о признании недействительным и отмене распоряжения ДЖП и ЖФ Москвы от <_.>о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить их на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по учетному делу N<_.>. В обосновании заявленных требований Свежинины указали, что они зарегистрированы адресу: <_.>1, где занимают комнаты N <_.>площадью жилого помещения <_.>кв.м., жилой площадью <_.>8 кв.м. Ранее указанный дом являлся общежитием коридорной системы. Заявители состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <_.>года по категории "общие основания". Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы от <_.>, в связи с исключением из специализированного жилищного фонда г.Москвы и включением в жилищный фонд социального использования г.Москвы, занимаемая Свежиниными жилая площадь была закреплена за ними по договору социального найма. Распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы <_.> заявители сняты с жилищного учета, как обеспеченные площадью жилого помещения более нормы предоставления площади. Заявители указали, что их жилищные условия не изменились с момента постановки на жилищный учет, оснований для снятия их с жилищного учета не имеется, в связи с чем просили суд признать недействительным и отменить распоряжение ДЖП и ЖФ гор. Москвы от <_.>о снятии их с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать восстановить их на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по учетному делу N <_.>.
Представитель заявителей по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просить представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда гор. Москвы по доверенности Эльдаров А.М.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ДГИ гор. Москвы, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя Свежининой Е.А. по доверенности Пичхадзе С.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда постановленного в соответствии с требованием закона и представленными доказательствами.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", ст. 56 ЖК РФ, ст. 29, 32 ЖК РСФСР, Закона города Москвы от 27.01.2001 N2 "Основы жилищной политики города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 г. N 709-ПП "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда гор. Москвы", Закона гор. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. " Об обеспечении права жителей гор. Москвы на жилые помещения".
Из материалов дела усматривается, что заявители зарегистрированы по адресу: г<_.>, где занимают две комнаты N <_.>площадью жилого помещения <_.>в помещении N <_.>. Ранее указанный дом являлся общежитием коридорной системы и общей площадью <_.>кв.м. Согласно экспликации помещение N <_.> имеет вспомогательное помещение в размере <_.>кв.м., выход из комнат, занимаемых Свежиниными в общий коридор, где располагаются места общего пользования: умывальная, кухня, сушилка, уборные. В <_.> г. заявители распоряжением заместителя Главы районной управы района "Солнцево" были поставлены на учет по улучшению жилищных условий по категории "общие основания".
Распоряжением ДЖП и ЖФ гор. Москвы <_.>г. комнаты, занимаемые Свежиниными были исключены из специализированного жилищного фонда г.Москвы, включены в жилищный фонд социального использования г.Москвы, в связи с чем со Свежининой В. А. был оформлен договор социального найма.
Распоряжением ДЖП и ЖФ гор. Москвы от <_.>заявители были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные жилой площадью свыше нормы, предусмотренной Законом гор. Москвы от 14.06.2006 N 29.
Оспаривая указанное распоряжение, заявители указали, что их жилищные условия не улучшились они так и остались проживать в тех же двух комнатах в помещении коридорного типа.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно указал, что в соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется, в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
Суд проанализировал указанные нормы закона и пришел к правильному выводу, что в силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в цепях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, заявители, поставленные на учет , нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., могли быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным ст. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ , либо в связи с утратой оснований которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по п. 2 и ч.1 ст. 56 ЖК РФ Российской Федерации.
Между тем, как усматривается из материалов дела, заявители принятые на учет в <_.> году, в нарушение закона были сняты с учета в <_.> году фактически по основаниям, предусмотренным п. п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Ссылка ДЖП и ЖФ г.Москвы в оспариваемом распоряжении на Закон г. Москвы N 29 от 14 июня 2006г. "Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения" как на основание для снятия указанных граждан с учета также правомерна не может быть признана законной, поскольку на момент постановки заявителей на учет действовала статья 29 ЖК РСФСР , которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии. Соответственно, снятие заявителей с учета, учитывая положения в. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки их на учет, а не в силу Закона гор. Москвы N 29 от 14.06.2006 г., принятого в 2006 году. Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Между тем, судом бесспорно установлено, что заявители зарегистрированы по адресу: <_.> площадью жилого помещения <_.>кв. м.в помещении N <_.> в доме коридорной системы, что, как следует из материалов дела, было обусловлено передачей комнат по указанному адресу из специализированного жилищного фонда г.Москвы в фонд социального использования на основании распоряжения ДЖП и ЖФ Москвы от <_.> "Об исключении жилых помещений, ранее использовавшихся в качестве общежитий из специализированного жилищного фонда г.Москвы и включении в фонд социального использования". Данные комнаты предоставлены заявителям на условиях договора социального найма. Следовательно, в результате принятия административного акта явилось изменение правового статуса указанных комнат, которые утратили статус общежития.
Вместе с тем, норма ч. 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных и граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с действиями должностных лиц, и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 г. "О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы", оформление договоров на основании настоящего порядка не является улучшением жилищных условий граждан.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и подтверждаются письменными доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд правильно удовлетворил требования заявителей, признав снятие их с жилищного учета необоснованным и восстановил их на жилищном учете по учетному делу N <_.>.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и фактические обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства определил правильно. Обстоятельства, установленные судом, подтверждаются материалами дела и соответствуют требованиям закона, подлежащего применению к данным правоотношениям. Нарушений норм материального и процессуального права влекущих отмену решения, судом не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием времени, с которого заявители подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы представителя ДЖП и ЖФ гор. Москвы свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права, с которым судебная коллегия согласиться не может, а поэтому не могут являться основанием к отмене решения суда. Апелляционная жалоба, не содержит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 30 июня 2014 г. оставить без изменения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием о восстановлении Свежининой Е.А. и Свежинина М.Ю. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с <_.>г.
Апелляционную жалобу представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда гор. Москвы по доверенности Эльдарова А.М. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.