Судья: Чурсина С.С. Дело N 33-4689
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 марта 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Егорове Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Шляпцева Ю.И. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Шляпцева Ю.И. к ГКУ ЦЗН ЮЗАО г. Москвы о признании отказа в постановке на учет незаконным, обязании поставить на учет в качестве безработного - отказать.
установила:
Шляпцев Ю.И. обратился в суд к Государственному казенному учреждению Центр Занятости населения ЮЗАО г.Москвы с иском о признании отказа в остановке на учет незаконным, обязании поставить на учет в качестве безработного, ссылаясь на нарушение своих прав со стороны ответчика. В связи с чем, истец просил суд признать отказ в постановке на учет в качестве безработного территориального отдела "***" ГКУ ЦЗН ЮЗАО г. Москвы от 26.06.2014 г. N11-413 незаконным и обязать службу занятости поставить его на учет в качестве безработного.
В судебное заседание истец явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика по доверенности М*Н.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Часть 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с Правилами регистрации безработных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными; постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Таким образом, требования к документам, предъявляемым гражданами в органы службы занятости для принятия решения о принятии гражданина безработным, установлены законом, кроме того, такое решение принимается в отношении граждан, которые зарегистрированы в целях поиска подходящей работы.
Согласно ст.31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:
в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и признанным в установленном порядке безработными, размер пособия по безработице определяется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Закона.
В соответствии со ст.35 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;
прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
переезда или переселения безработного в другую местность;
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.36 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.
Правила оказания материальной помощи гражданам, указанным в настоящей статье, и условия ее выплаты устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.13 Закона города Москвы "О занятости населения в городе Москве" безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде:
1) компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта);
2) материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;
3) единовременной материальной помощи в период безработицы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае его смерти;
4) доплаты к пособию по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Дополнительная социальная и материальная поддержка оказывается:
1) безработным гражданам в период участия в оплачиваемых общественных работах либо временного трудоустройства;
2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства;
3) обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства;
4) гражданам в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства.
Размеры и порядок предоставления дополнительной социальной и материальной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются Правительством Москвы.
Положением "О порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 47-ПП, установлено, что дополнительная материальная поддержка безработным гражданам оказывается в виде:
- доплаты к пособиям по безработице;
- компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта;
- материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;
- единовременной материальной помощи в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного.
Выплата дополнительной материальной поддержки осуществляется за счет финансовых средств, выделяемых из бюджета города Москвы.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляется дополнительная материальная поддержка в виде доплаты к назначенному пособию по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год.
Доплата к пособиям по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными, за исключением граждан, уволенных из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Указанным гражданам доплата к пособию по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия).
Доплата к пособиям отменяется в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа в период безработицы от участия в общественных работах или от направления на обучение (для безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва);
- отказа от направления на обучение после получения трех мотивированных отказов от работодателей в связи с несоответствием требуемой квалификации (для граждан, потерявших работу и заработок).
Доплата к пособию по безработице начисляется аналогично выплате пособия по безработице - за фактическое количество календарных дней безработицы, включая день последней явки на перерегистрацию. Выплата осуществляется одновременно с выплатой пособия по безработице не чаще двух раз в месяц.
В период участия граждан из числа безработных в общественных работах (без снятия их с регистрационного учета) за ними сохраняется право на получение доплаты к пособию по безработице.
Выплата доплаты к пособию по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с регистрационного учета в качестве безработного.
Компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта (далее - Компенсация) в период поиска работы выплачивается безработным гражданам (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта).
Компенсация предоставляется безработным гражданам в течение общего периода выплаты пособия по безработице в целях активного поиска подходящей работы в размере половины стоимости единого месячного проездного билета на городском общественном транспорте.
Компенсация назначается гражданам с первого дня признания их безработными, кроме граждан из числа уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (пп. 1, 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации). Указанным гражданам Компенсация начисляется начиная с первого дня по истечении периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия).
Выплата Компенсации приостанавливается при приостановке выплаты пособия по безработице в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (п.3.6).
Основанием для прекращения предоставления Компенсации является снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного (п.3.7).
Судом по делу установлено, что Шляпцев Ю.И. 11 декабря 2012 года обратился в структурное подразделение ГКУ ЦЗН ЮЗАО г. Москвы - отдел "****" с заявлением - анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Приказом ГКУ Центр занятости населения - отдела "***" N*** от 14 декабря 2012 года истец был признан безработным гражданином с 11 декабря 2012 года.
Шляпцеву Ю.И. был назначен период выплаты пособия по безработице в размере 850 руб. и дополнительной материальной поддержки в размере 850 руб. с 11 декабря 2012 года по 10 июня 2013 года, размер и период выплаты пособия определены на основании ст. ст.30 ,31, 32, 33, 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", как гражданину впервые ищущему работу (ранее не работавшему), стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; размер и период выплаты дополнительной материальной поддержки в виде доплаты к пособию в период безработицы был определен на основании ст. 13 Закона г. Москвы "О занятости населения в городе Москве".
На основании приказа N*** от 11 июня 2013 года истцу была приостановлена выплата пособия по безработице с 11 июня 2013 года по 10 декабря 2013 года по истечении установленного периода выплаты пособия по безработице.
В период с 11 июня по 10 декабря 2013 года истцу ежемесячно выплачивалась материальная помощь в размере 850 руб. на основании соответствующих приказов ответчика о назначении, размере и сроках выплаты материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице.
Приказом об установлении размера и сроков выплаты пособия по безработице во втором периоде выплаты N*** от 11 декабря 2013 года истцу был установлен второй период выплаты пособия по безработице в размере 850 руб. продолжительностью 6 месяцев с 11 декабря 2013 года по 10 июня 2014 года.
Приказом об оказании дополнительной материальной поддержки в виде доплаты к пособию в период безработицы во втором периоде выплаты N*** от 11 декабря 2013 года истцу была установлена доплата к пособию по безработице во втором периоде в размере 850 руб. в период с 11 декабря 2013 года по 10 июня 2014 года.
Также судом установлено, что за время регистрации в качестве безработного ответчиком истцу было выдано 14 направлений на работу, по которым истцу было отказано в приеме на работу работодателями по различным основаниям.
Кроме того, судом установлено, что Шляпцев Ю.И., на момент рассмотрения дела судом 1 инстанции, находился на регистрационном учете в отделе "***" как безработный гражданин, но выплата пособия была ему прекращена.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе слушания дела нашел подтверждение тот факт, что действия ответчика в отношении истца в полной мере соответствуют требованиям Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Закона города Москвы "О занятости населения в городе Москве", Положению "О порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан", утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 47-ПП, в связи с чем не имеется оснований полагать , что имеет место нарушение прав истца, учитывая, в том числе, и то обстоятельство, что истцу прекращена выплата пособия по безработице, однако истец на момент рассмотрения дела судом 1 инстанции находился на регистрационном учете у ответчика в качестве безработного гражданина.
Разрешая заявленные Шляпцевым Ю.И. требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к правильному выводу об отсутствии условий для признания ответа ответчика "***" ГКУ ЦЗН ЮЗАО г. Москвы от 26.06.2014 г. незаконным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцу выплачивалось пособие по безработице, а после 10.06.2014г. пособие не выплачивается, не может служить основанием для отмены решения суда, так как, как следует из возражений ответчика на апелляционную жалобу, в 2012г. сотрудники центра осуществили постановку истца на учет в качестве безработного без предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, считая, что гражданам, не работавшим больше года, она не требуется, но после проверки личных дел Министерством труда г.Москвы это было выявлено как нарушение, вынесено предупреждение. В то же время, Шляпцев Ю.И. снят с учета в качестве безработного только 01 февраля 2015 г. в связи с направлением 02 февраля 2015г. на переобучение. На время обучения ему назначена стипендия в виде минимального пособия по безработице в размере 850 руб., а также материальная поддержка в размере 850 руб. ежемесячно.
Ссылка истца на информацию Минтруда России от 05.03.2013 г., равно как и доводы апелляционной жалобы о том, что получение статуса безработного истцу необходимо для открытия предпринимательства и получения помощи от государства в виде субсидии для самозанятости безработных граждан, судебная коллегия не может принять во внимание в силу вышеизложенного.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения при рассмотрении дела, и не опровергают выводов судебного решения, фактически повторяют позицию истца, приведенную им в суде первой инстанции. Данным доводам суд в решении дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, с учетом дополнительного решения, с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2014 года, - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шляпцева Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.