Определение Московского городского суда от 04 марта 2015 г. N 33-6948/15
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Д.В. Гришина, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Трошиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе С.А. Колодина на решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 октября 2014 года по делу по заявлению С.А. Колодина об оспаривании действий Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве, обязании выдать градостроительный план земельного участка с указанием соответствующей информации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
С.А. Колодин обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным приказ Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве об утверждении градостроительного плана в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Требования мотивированы тем, что указанный земельный участок в соответствии с кадастровым паспортом предназначен для малоэтажного жилищного строительства. Однако утверждённый Комитетом градостроительный план, по мнению заявителя, произвольно изменяет вид разрешенного использования земельного участка и плотность застройки, что лишает его возможности использовать земельный участок для целей приобретения.
Тверской районный суд г. Москвы решением от 15 октября 2014 года в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе С.А. Колодина ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии С.А. Колодин и его представитель А.Н. Кубраков, допущенный к участию в деле по заявлению С.А. Колодина в соответствии с протокольным определением судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве - В.Г. Кинчевский, по доверенности от 21 апреля 2014 года, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав С.А. Колодина и его представителя, представителя Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Установлено, что С.А. Колодин в соответствии с договором купли-продажи от 13 июня 2012 года является собственником земельного участка, расположенного в --- по адресу и с кадастровым номером, названными в решении суда.
В соответствии с кадастровым паспортом земельный участок С.А. Колодина расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования земельного участка - малоэтажное строительство (л.д. 36).
На основании заявления С.А. Колодина от 4 сентября 2013 года Комитет по архитектуре и градостроительству в г. Москве 19 сентября 2013 года выдал градостроительный план земельного участка, в котором указан иной вид разрешенного использования земельного участка - объекты размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования коттеджей с участками, усадеб; объекты размещения личных подсобных хозяйств.
Кроме того, градостроительный план содержит указание на предельное количество этажей - 3; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0,2; суммарную поэтажную площадь в габаритах наружных стен - 464 кв.м., коэффициент плотности застройки - 0,4.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании и не свидетельствуют о нарушении прав заявителя.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2016 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31 декабря 2016 года разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Правообладатель земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий вправе выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В связи с этим Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 ноября 2012 г. N 14-9930-ГЕ "К поручению Минэкономразвития России от 19.11.2012 N 13463-ОГ" разъяснено, что виды разрешённого использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Таким образом, выбор вида разрешённого использования земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации самостоятельно правообладателем земельного участка при наличии утверждённых в установленном порядке правил землепользования и застройки без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Министерства экономического развития РФ от 6 июля 2011 г. N ОГ-Д23-315 "Об изменении вида разрешённого использования".
Кроме того, Письмом Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2010 г. N Д23-2660 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка" разъяснено, что исключением из общего правила является пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым разрешённое использование земельного участка определяется в соответствии с документацией по планировке территорий. При этом в соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ проект планировки подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. В случае отсутствия утверждённой в установленном порядке документации по планировке территории, а также отсутствия необходимости включения или исключения земельного участка в границы населённого пункта, установление и изменение видов разрешённого использования земельного участка осуществляется по общему правилу в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ, то есть по решению главы местной администрации.
Из анализа названных норм материального права следует, что до 31 декабря 2016 года, то есть в период времени, включающий момент обращения заявителя с требованием о выдаче градостроительного плана в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного в г. Москве на территории, которая ранее относилась к Московской области и в отношении которой по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены в установленном законом порядке, разрешённое использование земельного участка определяется не в соответствии с указанными в кадастровом паспорте земельного участка данными, а в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположен данный земельный участок, утверждённым органом власти. При этом исполнительные органы государственной власти г. Москвы в случае необходимости изменения видов разрешённого использования земельных участков с учётом результатов публичных слушаний (в случае, если происходит изменение целевого использования земельного участка) вправе принять решение о включении земельных участков в границы населённых пунктов одновременно с решением об изменении видов разрешённого использования включаемых в границы населённого пункта земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
На основании изложенного суд обоснованно принял во внимание приведенные выше переходные положения действующего законодательства, связанные с изменением территории г. Москвы, отсутствием правил землепользования и застройки на территории расположения земельного участка заявителя и исходил из проекта планировки территории, в границах которой расположен данный земельный участок.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что действия Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве соответствовали Административному регламенту предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве", утверждённому Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП.
Согласно п. 1.3 названного Административного регламента до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учётом:
- генерального плана города Москвы;
- территориальных и отраслевых схем;
- проектов планировки территории;
- проектов межевания территории;
- правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
- историко-культурного опорного плана;
- результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Пунктом 9.1.2 того же Административного регламента установлено, что оформление проекта градостроительного плана земельного участка осуществляется Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы после одобрения соответствующего проекта Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, Рабочей группой Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, за исключением следующих проектов градостроительных планов земельных участков, вопрос об одобрении которых не подлежит рассмотрению на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы:
градостроительных планов земельных участков, оформляемых по заявкам физических лиц, являющихся собственниками следующих земельных участков, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, за исключением земельных участков, расположенных на территории городских округов Троицк и Щербинка, предусматривающих предельные технико-экономические показатели: процент застройки в границах земельного участка - не более 20 процентов, количество этажей - не более двух, высота зданий, строений, сооружений - не более 10 м, плотность застройки - не более 4 тыс. кв. м/га:
- земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.
Таким образом, помимо документов, указанных в п. 1.3 названного Административного регламента в отношении земельного участка заявителя требуется одобрение соответствующего проекта Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, Рабочей группой Градостроительно-земельной комиссии города Москвы
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений действующего законодательства со стороны Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве не имеется, поскольку государственная услуга по разработке и утверждению градостроительного плана земельного участка, расположенного согласно Постановлению Правительства Москвы от 25 июля 2012 г. N 353-ПП в границах населенных пунктов Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (поселение Филимоновское, поселок Марьино), была оказана в соответствии с нормами Административного регламента, утверждённого Постановлением Правительства г. Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП, с учётом особенностей раскрытого выше правового регулирования спорных правоотношений, а оспариваемый приказ Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве об утверждении градостроительного плана был издан в пределах полномочий Комитета по архитектуре и градостроительству в г. Москве.
Апелляционная жалоба, в которой признаются установленные выше обстоятельства в части отсутствия утвержденных в установленном законом порядке правил землепользования и застройки земельного участка, приведённых законоположений не учитывает, а потому не может служить правовым основанием для отмены решения суда.
Соответственно является правильным и вывод суда в остальной части, касающейся определения плотности застройки, производной от вида разрешенного землепользования.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.