Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Д.В. Гришина, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Трошиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе ЗАО "Код оф Трейд" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 2 декабря 2014 года по делу по заявлению ЗАО "Код оф Трейд" о признании предписания Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 августа 2014 года незаконным, приостановлении действия предписания, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
ЗАО "Код оф Трейд" обратилось в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным адресованное ему предписание Департамента труда и занятости г. Москвы о необходимости соблюдении установленного законом порядка исчисления квоты для приёма на работу социально незащищённой категории лиц.
Требования мотивированы тем, что Департамент труда и занятости г. Москвы, по мнению заявителя, необоснованно исключил работников, исполняющих трудовые функции по совместительству, при подсчёте количества среднесписочной численности работников в целях определения квот, установленных Законом г. Москвы "О квотировании рабочих мест".
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 2 декабря 2014 года постановлено: заявление ЗАО "Код оф Трейд" о признании предписания Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 августа 2014 года незаконным, приостановлении действия предписания оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ЗАО "Код оф Трейд" ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ЗАО "Код оф Трейд" - И.Н. Левинская, по доверенности от 26 сентября 2014 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители Департамента труда и занятости г. Москвы - Е.В. Власовец, по доверенности от 4 марта 2015 года, Н.И. Колачева, по доверенности от 4 марта 2015 года, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ЗАО "Код оф Трейд", представителей Департамента труда и занятости г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Установлено, что на основании приказа Департамента труда и занятости г. Москвы от 17 июня 2014 года N --- в ЗАО "Код оф Трейд" в период времени с 2 июля 2014 года по 22 июля 2014 года должностными лицами указанного органа государственной власти была проведана плановая документарная проверка, по результатам которой 29 августа 2014 года вынесено предписание об устранении ЗАО "Код оф Трейд" нарушений законодательства, связанного с необходимостью создания 112 рабочих мест для трудоустройства инвалидов и других социально незащищённых категорий лиц.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании и свидетельствуют о законности предписания Департамента труда и занятости г. Москвы в силу следующего.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью государства является человек.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьёй 20 названного Закона установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
Аналогичные нормы включены в ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которым государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов, а также путём организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приёма на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Данным законоположениям корреспондирует положения статей 24, 25 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющие права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, в соответствии с которыми работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 24). Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (ст. 25).
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
Настоящий Закон г. Москвы, согласно его преамбуле, устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приёма на работу инвалидов и молодёжи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодёжи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 3 указанного Закона г. Москвы работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодёжи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона (ч. 1). Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчёте количества работников, трудоустроенных в счёт квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения (ч. 2).
Пунктом 6 части 1 ст. 7 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся осуществление надзора и контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона.
Таким образом, действующее законодательное регулирование, включая меры государственного контроля, направлено на реальное обеспечение права на труд в отношении обозначенной выше социально незащищённой категории лиц.
Доводы жалобы о том, что право на труд в отношении указанной категории лиц было реализовано заявителем в рамках создания квот, рассчитанных с учётом работников, выполняющих трудовую функцию по совместительству, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
В силу ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 282 главы 44 Трудового кодекса РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством. Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (абз. 3 ст. 65, ст. 283 Трудового кодекса РФ).
При этом законом, ст. 284 Трудового кодекса РФ, установлены ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству.
Определённые гарантии и компенсации работникам предоставляются только по основному месту работы, например, работникам, получающим основное общее образование или среднее общее образование по очно-заочной форме обучения (ст. 176, ст. 187 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, исходя из того, что в соответствии с нормами трудового законодательства основное место работы может быть только одно, а мест совместительства неограниченное количество, а также принимая во внимание, что лишь работа по основному месту работы предоставляет работнику возможность работать полный рабочий день, иметь обязательную запись в трудовой книжке и в полном объёме воспользоваться установленными законом гарантиями и компенсациями, предоставленными трудовым законодательством, среднесписочная численность работников должна рассчитывается без учёта численности лиц, работающих по совместительству.
Иное определение квот рабочих мест не достигает целей закона, направленного на обеспечение инвалидам и иным категориям социально незащищённых лиц равной с другими гражданами возможности в реализации своих трудовых прав.
С учётом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о допустимости расчёта квот по варианту, предлагаемому заявителем.
При этом судебная коллегия учитывает, что заявителем не представлено доказательств того, что принятые на работу по совместительству инвалиды имели основные рабочие места.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 2 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.