Постановление Московского городского суда от 15 декабря 2014 г. N 4а-3414/14
Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Зуевой Т.Ю. в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ Центр крови ФМБА России) на вступившие в законную силу постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года ФГБУЗ Центр крови Федерального Медико-биологического агентства (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Зуевой Т.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Зуева Т.Ю., выражая несогласие с указанными судебными актами, просит переквалифицировать действия ФГБУЗ Центр крови ФМБА России с ч. 3 на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ без изменения размера наложенного на Учреждение административного штрафа, ссылаясь на то, что назначение на должность руководителя Учреждения относится к компетенции ФМБА России и аттестационной комиссией ФМБА России было признано, что Т. соответствует занимаемой должности. Указывает также, что ни законодательством Российской Федерации, ни актами ФМБА России не установлены квалификационные требования и характеристики для должности исполняющего обязанности директора медицинской организации, которым на момент проведения проверки являлся Т.; в Учреждении предусмотрена должность главного врача производственного комплекса, который несет ответственность за весь спектр медицинской деятельности Учреждения, в то время как Т. осуществлял контроль за выполнением уставных целей Учреждения немедицинского характера; вмененные в вину Учреждению нарушения лицензионных требований не являются грубыми.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФГБУЗ Центр крови ФМБА России имеет лицензию N ***** на осуществление медицинской деятельности (т. 1 л.д. 39-41), выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - Росздравнадзор) 03 февраля 2012 года. Номенклатура работ и услуг приведена в Приложении к лицензии.
С 10 сентября по 03 октября 2013 года на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области от 05 сентября 2013 года N 803/13 (т. 1 л.д. 18 - 21) должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области была проведена плановая выездная проверка Учреждения, расположенного по адресу: город Москва, ул. Щукинская, д. 6, корп. 2, на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.
В ходе проверки установлено, что Учреждение осуществляет медицинскую деятельность с нарушением требований подп. "в", "г", "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании), и п. 5 Требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 года N 278 (далее - Требования), а именно:
- исполняющий обязанности директора Учреждения Т. не имеет высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании), стажа работы не менее 5 лет по медицинской специальности (подп. "г" п. 4 Положения о лицензировании) и подготовку по специальности "трансфузиология" (п. 5 Требований);
- главный врач производственного комплекса (при отсутствии в штатной структуре ФГБУЗ Центр крови ФМБА России заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности) - врач-трансфузиолог Г. не имеет дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании);
- заведующий отделом заготовки крови и ее компонентов - врач-трансфузиолог П., исполнявший обязанности главного врача производственного комплекса - врача-трансфузиолога ФГБУЗ Центр крови ФМБА России с 13.09.2013 по 27.09.2013 в связи с отпуском главного врача Г. на основании приказов по учреждению от 29.12.2012 N *, 22.03.2013 N * и от 02.09.2013 N * не имеет дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (подп. "в" п. 4 Положения о лицензировании);
- у врача клинической лабораторной диагностики Н., занимавшей указанную должность до 27.09.2013 года, не соответствуют специальность и квалификация по диплому ("биология и химия", квалификация "учителя биологии и химии средней школы") требованиям к подготовке специалистов по клинической лабораторной диагностике, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 года N415н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения"; у врача-бактериолога Н., занимающей указанную должность с 27.09.2013 года также не соответствует специальность и квалификация по диплому, послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное образование по бактериологии требованиям к подготовке врача-бактериолога, утвержденным Приказом N 415н (подп. "д" п. 4 Положения о лицензировании);
- у заведующей клинической лабораторией - врача клинической лабораторной диагностики П., не соответствует специальность и квалификация по диплому ("биология", квалификация "биолог-биохимик", преподаватель биологии и химии") требованиям к подготовке врача клинической лабораторной диагностики, утвержденным Приказом N415н (подп. "д" п. 4 Положения о лицензировании);
- операционная медицинская сестра Ж. не имеет сертификата специалиста по операционному делу (представлен сертификат по другой специальности (сестринское дело, со сроком действия до 23.апреля 2013 года, который истек) (подп. "д" п. 4 Положения о лицензировании).
По результатам проведенной проверки 03 октября 2013 года должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области составлен акт проверки N 467/13 (т. 1 л.д. 25-35).
04 октября 2013 года на основании выявленных нарушений, отраженных в акте проверки, заместителем начальника отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области в отношении ФГБУЗ Центр крови ФМБА России возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
13 декабря 2013 г. судья Хорошевского районного суда г. Москвы при рассмотрении данного дела об административном правонарушении пришел к выводу о нарушении Учреждением подп. "в", "г", "д" п. 4 Положения о лицензировании и п. 5 Требований, вмененных ему в протоколе об административном правонарушении, и наличии в действиях ФГБУЗ Центр крови ФМБА России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
С таким выводом судьи районного суда согласился судья Московского городского суда, который также посчитал установленным факт нарушения Учреждением вышеназванных пунктов Положения о лицензировании, а также п. 5 Требований и признал обоснованной юридическую квалификацию действий Учреждения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Выводы судебных инстанций в части, касающейся нарушения Учреждением требований подп. "в" и "д" п. 4 Положения о лицензировании, выразившемся в отсутствии у главного врача производственного комплекса врача-трансфузиолога Г. и заведующего отделом заготовки крови и ее компонентов врача-трансфузиолога П. дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" являются правильными. Все фактические обстоятельства по делу в этой части судебными инстанциями установлены верно и подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от 04 октября 2013 года N 467/13-3; копией приказа Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области от 05 сентября 2013 года N 803/13 о проведении плановой выездной проверки; копией акта проверки от 03 октября 2013 года N 467/13; копиями учредительных документов юридического лица; копией штатного расписания; кадровой справкой по результатам проверки Территориальным органом Росздравнадзора по городу Москве и Московской области; копиями приказов по ФГБУЗ Центр крови ФМБА России; копией диплома Н.; копией дополнительного соглашения "Об изменении условий трудового договора Н."; копией диплома П. (Р.); копией трудовой книжки П. (Р.); копией сертификата по сестринскому делу Ж.
В то же время выводы судебных инстанций, в части, касающейся нарушения ФГБУЗ Центр крови ФМБА России требований подп. "в" и "г" п. 4 Положения о лицензировании и п. 5 Требований, выразившегося в отсутствии у исполняющего обязанности директора Учреждения Т. высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", стажа работы не менее 5 лет по медицинской специальности и подготовки по специальности "трансфузиология", нельзя признать обоснованными, на что заявитель справедливо указывает в жалобе.
Согласно п. 9.8 Положения о ФМБА России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206, руководитель Агентства в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций, заключает, изменяет, расторгает с ними трудовые договоры, утверждает уставы подведомственных организаций.
Аналогичное положение содержится в п. 4.11 устава ФГБУЗ Центр крови ФМБА России, утвержденного приказом ФМБА России от 26 мая 2011 года N 232у, согласно которому к компетенции ФМБА России относится, в том числе назначение и освобождение от занимаемой должности руководителя Учреждения, заключение и прекращение трудового договора с руководителем Учреждения, а также применение в отношении руководителя Учреждения поощрений и наложение дисциплинарных взысканий.
В соответствии с данной компетенцией приказом ФМБА России от 23 августа 2012 года N *, копия которого приложена защитником к настоящей жалобе, на должность исполняющего обязанности директора ФГБУЗ Центр крови ФМБА России был назначен Т. В материалах дела есть также копия трудового договора от 23 августа 2012 г., заключенного ФМБА России с Т. (т. 1 л.д. 197-202).
Таким образом, решение вопроса о назначении на должность директора Учреждения в компетенцию самого Учреждения не входит и относится к исключительному ведению ФМБА России. Аналогичным образом данный вопрос решается и в отношении исполняющего обязанности директора Учреждения. Следовательно, возможность соблюдения лицензионного требования, предъявляемого к образованию и стажу работы руководителя или исполняющего обязанности руководителя Учреждения не зависит от действий последнего.
Более того, в п. 1.2 должностной инструкции директора Учреждения, утвержденной заместителем руководителя ФМБА России 05 апреля 2012 г., определено, что в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии на должность директора Учреждения могут быть назначены лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Установлено также, что ФМБА России принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке/переподготовке упомянутых лиц.
Указанные обстоятельства, оцениваемые в своей совокупности, позволяют сделать вывод о том, что оснований для привлечения ФГБУЗ Центр крови ФМБА России к административной ответственности за нарушение подп. "в", "г" п. 4 Положения о лицензировании и п. 5 Требований, выразившееся в несоответствии исполняющего обязанности директора Учреждения Т. требованиям к образованию и стажу работы, предъявляемым к руководителю организации, осуществляющей медицинскую деятельность, не имеется.
В связи с изложенным, постановление судьи районного суда и решение судьи Московского городского суда подлежат изменению в указанной части.
Наряду с изложенным, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судебными инстанциями не было учтено следующее.
Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, является грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).
В соответствии с примечанием к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. "а", "б" и "в(1)" п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04 мая 2011 N 99-ФЗ к таким последствиям относятся: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Между тем ни в протоколе об административном правонарушении, ни в сопроводительном письме, которым данное дело было передано на рассмотрение судье Пресненского районного суда г. Москвы, ни в иных материалах дела не содержится сведений о том, что невыполнение ФГБУЗ Центр крови ФМБА России лицензионных требований повлекло наступление последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и в чем именно эти последствия выразились. Таким образом, доказательств, подтверждающих наличие в действиях Учреждения грубого нарушения лицензионных требований, в деле не имеется.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий Учреждения согласуется с положениями п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года подлежат изменению путем исключения из них вывода о нарушении ФГБУЗ Центр крови ФМБА России подп. "в" и "г" п. 4 Положения о лицензировании и п. 5 Требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 года N 278, в части несоответствия исполняющего обязанности директора Учреждения Т. требованиям, предъявляемым к руководителю организации, осуществляющей медицинскую деятельность. Кроме того, действия ФГБУЗ Центр крови ФМБА России подлежат переквалификации с ч. 3 на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Зуевой Т.Ю. в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" удовлетворить.
Постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года по делу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" изменить путем исключения из описательно-мотивировочной части названных судебных актов вывода о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" подп. "в" и "г" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291, и п. 5 Требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 года N 278, выразившемся в несоответствии исполняющего обязанности директора Учреждения Т. требованиям к образованию и стажу работы, предъявляемым к руководителю организации, осуществляющей медицинскую деятельность. Действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" переквалифицировать с ч. 2 на ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В остальной части постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
N 4а-3414/14
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2015 года город Москва
Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев вопрос об исправлении описки в постановлении заместителя председателя Московского городского суда от 15 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года ФГБУЗ Центр крови Федерального Медико-биологического агентства (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Зуевой Т.Ю. - без удовлетворения.
Не согласившись с вступившими в законную силу постановлением судьи районного суда и решением судьи Московского городского суда, Зуев Т.Ю., в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства", обжаловал их в Московский городской суд.
15 декабря 2014 года по результатам рассмотрения жалобы Зуева Т.Ю. заместителем председателя Московского городского суда вынесено постановление, которым жалоба Зуева Т.Ю. в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" удовлетворена.
Постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года по делу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" изменено путем исключения из описательно-мотивировочной части названных судебных актов вывода о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" подп. "в" и "г" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291, и п. 5 Требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 года N 278, выразившемся в несоответствии исполняющего обязанности директора Учреждения Тхая С.В. требованиям к образованию и стажу работы, предъявляемым к руководителю организации, осуществляющей медицинскую деятельность. Действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" переквалифицированы с ч. 2 на ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В остальной части постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 декабря 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 30 января 2014 года оставлены без изменения.
Согласно ст. 29.12.1 КоАП РФ судья, вынесший постановление по результатам рассмотрения жалоб на постановление, решение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в ст.ст. 25.1 - 25.5 и 25.11 КоАП РФ, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания принятого им постановления.
Как следует из постановления заместителя председателя Московского городского суда от 15 декабря 2014 года, при изготовлении его текста была допущена описка, а именно: во втором абзаце резолютивной части постановления ошибочно указано о переквалификации действий Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" переквалифицированы с ч. 2 на ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, тогда как действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" переквалифицированы с ч. 3 на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю необходимым исправить указанную описку в постановлении заместителя председателя Московского городского суда от 15 декабря 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.12.1 КоАП РФ,
определил:
исправить описку, допущенную в постановлении заместителя председателя Московского городского суда от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства", указав во втором абзаце резолютивной части постановления на переквалификацию действий Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр крови Федерального Медико-биологического агентства" с ч. 3 на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.