Постановление Московского городского суда от 16 января 2015 г. N 4а-3812/14
Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Соколова Е.А. в защиту Дмитриева В. П. на постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы от 11 марта 21014 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 28 мая 2014 года и решение судьи Московского городского суда от 21 июля 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы от 11 марта 21014 года должностное лицо - генеральный директор ООО "_" Дмитриев В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 28 мая 2014 года постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы от 11 марта 2014 года изменено: Дмитриеву В.П. назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Дмитриева В.П. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 21 июля 2014 года указанные выше решения оставлены без изменения, жалоба защитника Соколова Е.А.- без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Соколов Е.А., просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в действиях Дмитриева В.П. отсутствует событие инкриминируемого административного правонарушения, поскольку Общество осуществляет исключительно накопление отходов, между тем в процессе хозяйственной деятельности накопление ртутьсодержащих ламп организованно в полном соответствии с требованиями действующего законодательства; протокол об административном правонарушения составлен в отсутствии Дмитриева В.П., не извещенного надлежащим образом; вменяемые нарушения не входят в его должностные обязанности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы от 11 марта 21014 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 28 мая 2014 года и решение судьи Московского городского суда от 21 июля 2014 года законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно, в зависимости от класса опасности отходов.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. N 786, критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. Приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 N511), в соответствии с п.2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак отнесены к отходам 1-го класса опасности.
Собранные отходы хранятся в специальном месте временного накопления, сбора для последующей транспортировки на утилизацию.
Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Пункт 17 указанных Правил предусматривает хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп в таре.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2014 г. в отношении АЗС, расположенной по адресу: г. Москва, ул. .. принадлежащей ООО ".." проведена плановая выездная проверка специалистами ТУ Роспотребнадзора в ходе которой было выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и накоплении отходов производства и потребления, а именно ст. ст. 11. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ; п. 14, п. 17 Постановления Правительства РФ N 681 от 03.09.2010 года "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде"; п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", выразившиеся в отсутствии тары для хранения поврежденных ртутьсодержащих ламп; специально выделенного помещения для временного накопления (хранения) отработанных ртутьсодержащих ламп, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Дмитриева В.П. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 28 января 2014 г. о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО ".." по месту осуществления фактической деятельности; распоряжением N 01-005 от 25 февраля 2014 г. о продлении срока проведения проверки; протоколом об административном правонарушении; актом проверки; приложением к акту проверки.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Дмитриева В.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушения составлен в отсутствии Дмитриева В.П., не извещенного надлежащим образом, проверялся судебными инстанциями при рассмотрении жалоб и был обоснованно отвергнут по мотивам, изложенным в судебных актах. Правильность данной оценки сомнений не вызывает.
Довод защитника Соколова Е.А. о том, что в действиях Дмитриева В.П. отсутствует событие инкриминируемого административного правонарушения, поскольку Общество осуществляет исключительно накопление отходов, между тем в процессе хозяйственной деятельности накопление ртутьсодержащих ламп организованно в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, не может быть принят во внимание.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав вменяемого Дмитриеву В.П. административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В связи с вышеизложенным ссылка в жалобе на то, что Дмитриев В.П. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку деятельность Общества не связана с использованием, размещением и обеззараживанием отходов, а только накапливает для передачи специализированным организациям, является несостоятельной и не влечет удовлетворение жалобы.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления заместителя Главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы от 11 марта 21014 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 28 мая 2014 года и решение судьи Московского городского суда от 21 июля 2014 года, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Судебные инстанции проверили дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, и вынесли законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых решений.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Дмитриеву В.П. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Дмитриева В.П. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Постановление заместителя Главного государственного санитарного врача по СВАО г. Москвы от 11 марта 21014 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 28 мая 2014 года и решение судьи Московского городского суда от 21 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО ".." Дмитриева В.П - оставить без изменения, жалобу защитника Соколова Е.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.