Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Стрельцовой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-72/2014 по заявлению Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы", возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности рассмотреть на своем ближайшем заседании вопрос о направлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу,
установил:
Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в Московский городской суд с заявлением об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы". Заявитель просил возложить на Московскую городскую избирательную комиссию обязанность рассмотреть на ближайшем заседании вопрос о направлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято в нарушение требований пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), согласно которому избирательное объединение вправе выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, при этом руководящий орган такого избирательного объединения или его регионального отделения независимо от его численности самостоятельно выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума. Указанное требование закона выполнено руководящим органом Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - МГО ПП КПРФ), 06 февраля 2014 года в Московскую городскую избирательную комиссию направлено ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы от МГО ПП КПРФ, ходатайство было подписано первым секретарем Московского городского комитета политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - МГК КПРФ) ***; в ходатайстве были приведены сведения о лицах, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории, где предполагается провести референдум.
В судебном заседании представитель по доверенности МГО ПП КПРФ Биджев М.И. требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, настаивал на том, что положения статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не содержат обязанности для коллегиального руководящего органа избирательного объединения, выступившего с инициативой проведения референдума, указывать в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы по проведению референдума (члена руководящего коллегиального органа избирательного объединения), в связи с чем полагал, что МГО ПП КПРФ был представлен и указан исчерпывающий перечень сведений и документов, которые требуется указать и представить к ходатайству, в случае, когда инициативной группой является руководящий орган избирательного объединения. Представитель заявителя пояснил, что Бюро МГК КПРФ состоит из 22 членов, 19 из которых проголосовали за выдвижение инициативы проведения референдума города Москвы от МГО ПП КПРФ на заседании Бюро МГК КПРФ 28 января 2014 года; состав Бюро сформирован в установленном порядке.
Представитель Московской городской избирательной комиссии (далее - МГИК) по доверенности Реут Д.А. просил в удовлетворении требований отказать, пояснил, что оспариваемое заявителем решение принято МГИК в пределах ее компетенции, установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Законом города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" (далее - Закон города Москвы о референдумах), при точном соблюдении порядка проведения заседания и принятия решения избирательной комиссией; в нарушение требований пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67, пункта 2 части 6 статьи 9 Закона города Москвы о референдумах в ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы отсутствовали сведения о каждом члене инициативной группы по проведению референдума; полностью поддержал ранее представленные в материалы дела письменные возражения относительно заявления о защите избирательных прав (л.д. 96-100).
Выслушав объяснения представителей МГО ПП КПРФ по доверенности Биджева М.И., МГИК по доверенности Реута Д.А., исследовав письменные материалы дела и оценив представленные в них доказательства, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. об отклонении требований, суд приходит к выводу о том, что заявление Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы", возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности рассмотреть на своем ближайшем заседании вопрос о направлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также частью 2 статьи 86 Закона города Москвы от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации обжалуются в суд города федерального значения.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
При этом законодателем под референдумом понимается форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме (пп. 53 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Референдум города Москвы также является формой прямого волеизъявления жителей города Москвы, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам городского значения, которое осуществляется посредством голосования (пункт 5 части 2 статьи 2 Закона города Москвы о референдумах).
В силу пункта 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям указанного Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Согласно пункту 12 той же статьи в случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.
Пунктом 13 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Аналогичное положение содержится в части 24 статьи 9 Закона города Москвы о референдумах.
Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению референдума может являться несоответствие представленных такой группой ходатайства и документов требованиям закона.
Судом установлено, что 06 февраля 2014 года в Московскую городскую избирательную комиссию обратилось Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.
В ходатайстве были указаны следующие вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум города Москвы:
1. Поддерживаете ли Вы принятие проекта закона города Москвы "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы", обеспечивающего прозрачность, общественный контроль и обязательную экспертизу при установлении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения?
2. Согласны ли Вы с тем, что Московской городской Думе необходимо внести законодательную инициативу о введении трудовых виз для всех иностранных граждан, прибывающих для осуществления трудовой деятельности в городе Москве?
3. Считаете ли Вы необходимым закрепить в законодательстве города Москвы статус "Дети Войны", предусматривающий льготы и компенсации для граждан, родившихся в период с 1 января 1928 года по 2 сентября 1945 года?
4. Считаете ли Вы необходимым прекратить межевание земельных участков застроенных территорий города Москвы, приводящее к изъятию у собственников квартир в многоквартирных домах части придомовой территории?
5. Считаете ли Вы необходимым отменить платные парковки на улично-дорожной сети города Москвы?
6. Считаете ли Вы необходимым ввести мораторий на снос индивидуальных гаражей в городе Москве до оформления с их владельцами земельно-имущественных отношений и выплаты соответствующих компенсаций?
7. Считаете ли Вы необходимым принятие закона города Москвы о бесплатном обеспечении многодетных семей города Москвы земельными участками для индивидуального жилищного строительства?
8. Считаете ли Вы необходимым до 2016 года создать особо охраняемые природные территории, перечень которых утвержден Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N 37 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве", и тем самым сохранить зеленые легкие нашего города?
9. Согласны ли Вы с тем, что удостоверения личности и идентификационные карты с электронным носителем информации, содержащие персональные данные гражданина или доступ к ним, должны выдаваться только на добровольной основе и в заявительном порядке?
10. Согласны ли Вы с тем, что размер ежемесячного денежного вознаграждения (содержания) лиц, замещающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих города Москвы, должен соответствовать среднему уровню доходов населения в городе Москве?
11. Согласны ли Вы с тем, что не менее половины депутатов Московской городской Думы должны избираться по спискам кандидатов, выдвинутых политическими партиями?
12. Считаете ли Вы необходимым восстановить на Лубянской площади города Москвы памятник Ф.Э.Дзержинскому?
Ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы было подписано первым секретарем Комитета Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" ***; по тексту ходатайства приведены данные о лицах, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории, где предполагается провести референдум - ***, ***, *** (фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, серии, номера и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адреса места жительства); к ходатайству представлены надлежащим образом заверенная выписка из протокола заседания Бюро МГК КПРФ от 28 января 2014 года N 32 по первому вопросу повестки "О выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы от МГО ПП КПРФ; нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации МГО ПП КПРФ, а также текст проекта закона города Москвы "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы".
Московская городская избирательная комиссия, отметив несоответствие ходатайства пункту 2 части 6 статьи 9 Закона города Москвы о референдумах на основании частей 10 и 24 статьи 9 этого же закона 20 февраля 2014 года приняла решение N 75/1, которым отказала в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.
Проверяя законность принятого Московского городской избирательной комиссией решения, суд исходит из того, что положения пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 3 статьи 8 Закона города Москвы о референдумах предусматривают право выдвижения инициативы проведения референдума со стороны избирательного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Уставом Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) предусмотрено ее право на участие в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Московский городской комитет является постоянно действующим руководящим органом Московского регионального отделения КПРФ; для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседания, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета (пункты 6.6., 6.11 Устава КПРФ). Бюро МГК КПРФ вправе выступать в качестве инициативной группы проведения референдума в городе Москва (дефис 27 абзаца 2 пункта 6.11 Устава КПРФ). МГО ПП КПРФ зарегистрировано 22 марта 2002 года (л.д. 14-61).
Учитывая изложенное, суд находит, что решение об инициативе референдума принято заявителем в соответствии с Законом "О политических партиях" и Уставом КПРФ.
Порядок реализации инициативы проведения референдума, установлен в статье 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в статье 9 Закона города Москвы о референдумах, согласно которым инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и каждого лица, уполномоченного действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. В случае если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, к ходатайству прилагаются: 1) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; 2) нотариально удостоверенная или заверенная постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, иного общественного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, иного общественного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; 3) протокол или выписка из протокола съезда, конференции, общего собрания избирательного объединения, иного общественного объединения, заседания руководящего органа указанного объединения или его регионального отделения, иного структурного подразделения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Указанные протокол или выписка подписываются уполномоченным на то лицом (лицами) и заверяются печатью избирательного объединения, иного общественного объединения.
Положения пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также пункта 2 части 6 статьи 9 Закона города Москвы о референдумах обязывают в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума указывать фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы. Это требование законодателя вызвано необходимостью подтвердить полномочия таких лиц.
Как уже указывалось выше закон допускает возможность выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума избирательным объединением; в этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
При этом из системного толкования вышеприведенных нормативных положений не следует, что в случае, когда избирательное объединение выступает инициатором проведения референдума, последнее (инициативная группа - руководящий орган такого объединения) освобождено от обязанности указывать сведения, поименованные в статьях 36 и 9 соответственно Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Закона города Москвы о референдумах. Иной подход означал бы нарушение принципа равенства, установленного частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы заявителя об обратном, в том числе о блокировке реализации права избирательного объединения на проведение референдума законодательно установленной обязанностью указать в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы, суд находит основанными на ошибочном толковании вышеприведенных положений законов; при этом суд учитывает, что такие сведения заведомо известны заявителю и находятся в его распоряжении.
Согласно выписке из протокола заседания Бюро МГК КПРФ N 32 от 28 января 2014 года за вопрос о выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы по приведенным выше вопросам проголосовали единогласно 19 присутствующих членов Бюро из 22.
Вместе с тем, предоставленное в Московскую городскую избирательную комиссию ходатайство инициативной группы по проведению референдума в нарушение вышеприведенных положений законов не содержало в себе данных о каждом члене инициативной группы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями частей 10 и 24 статьи 9 Закона города Москвы о референдумах в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы было обоснованно отказано, поскольку ходатайство о проведении референдума заявителем было подано с нарушением требований пункта 2 части 6 статьи 9 Закона города Москвы о референдумах.
Судом также установлено, что решение Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению города Москвы" принято на заседании 20 февраля 2014 года правомочным составом комиссии, что не оспаривается заявителем.
Таким образом, суд считает, что решение Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению города Москвы" является правомерным и оснований к его отмене суд не имеется.
Поскольку требование заявителя об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы" удовлетворению не подлежит, то, соответственно, требование об обязании Московскую городскую избирательную комиссию рассмотреть на своем ближайшем заседании вопрос о направлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу не основано на законе и также не подлежит удовлетворению. При этом суд учитывает, что согласно вышеприведенным положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Закона города Москвы о референдумах решение вопроса о регистрации (об отказе в регистрации) инициативной группы по проведению референдума относится к исключительной компетенции избирательной комиссии, подменять которую в соответствии с требованиями статьи 10 Конституции Российской Федерации суд не вправе.
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене решения Московской городской избирательной комиссии N 75/1 от 20 февраля 2014 года "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы", возложении на Московскую городскую избирательную комиссию обязанности рассмотреть на своем ближайшем заседании вопрос о направлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" с приложенными документами в Московскую городскую Думу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.