Именем Российской Федерации
г. Москва 4 августа 2014 г.
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Бедняковой В.В., при секретаре Лискиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0180/2014 по заявлению Клычкова А* Е* о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва Балабуткина А.А." от 17 июля 2014 года N 7/2, о признании незаконным итогового протокола проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному округу N 21 Балабуткина А.А. от 15 июля 2014 года,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 11 июня 2014 года N 175 на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы шестого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 (далее - ОИК N 21) от 17 июля 2014 года N 7/2 Балабуткин Алексей Алексеевич, на основании подписей избирателей, зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21.
Клычков А.Е., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене приведённого решения избирательной комиссии и итогового протокола о проверке подписей, полагая, что у избирательной комиссии не было оснований для регистрации кандидата Балабуткина А.А. ввиду непредставления им необходимого количества действительных подписей.
По мнению заявителя, недействительными являются:
- 5 подписей избирателей, содержащихся в папке N 1, лист 100, как собранные до дня оплаты изготовления подписных листов - на основании пункта 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
- 17 подписей избирателей, содержащихся в папке N 1, лист 5 строка 2 (1 подпись); в папке N 1, лист 50, строка 2 (1 подпись); в папке N 1, лист 51, строка 5 (1 подпись); в папке N 1, лист 54, строка 1 (1 подпись); в папке N 1, лист 56, строка 3 (1 подпись); в папке N 4, лист 14 (5 подписей); в папке N 4, лист 76, строки 1 и 2 (2 подписи); в папке N 4, лист 100, строка 2 (1 подпись); в папке N 8, лист 100, строка 5 (1 подпись); в папке N 9, лист 12, строка 5 (1 подпись); в папке N 9, лист 84, строка 3 (1 подпись); в папке N 10, лист 61, строка 2 (1 подпись), как выполненные без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист - на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- 20 подписей избирателей, содержащихся в папке N 1, лист 1, строка 3(1 подпись); в папке N 1, лист 13, строка 5 (1 подпись); в папке N 1, лист 29, строка 1 (1 подпись); в папке N 1, лист 49, строка 3 (1 подпись); в папке N 1, лист 61, строка 2 (1 подпись); в папке N 2, лист 34, строка 4 (1 подпись); в папке N 2, лист 45, строка 2 (1 подпись); в папке N 2, лист 55, строка 5 (1 подпись); в папке N 3, лист 28, строка 5 (1 подпись); в папке N 3, лист 56, строка 3 (1 подпись); в папке N 3, лист 97, строка 4 (1 подпись); в папке N 4, лист 9, строка 3 (1 подпись); в папке N 5, лист 87, строка 3 (1 подпись); в папке N 6, лист 5, строка 2 (1 подпись); в папке N 6, лист 11 строка 1 (1 подпись); в папке N 6, лист 22, строка 1 (1 подпись); в папке N 10, лист 2, строка 4 (1 подпись); в папке N 10, лист 6, строка 1 (1 подпись); в папке N 10, лист 10, строка 5 (1 подпись); в папке N 10, лист 68, строка 5 (1 подпись), как имеющие исправления в датах их внесения в подписной лист, которые специально не оговорены избирателями - на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- 3 подписи избирателей, содержащихся в папке N 2 лист 24 строка 1 (1 подпись); в папке N 5 лист 96, строка 2 (1 подпись); в папке N 6 лист 5 строка 2 (1 подпись), как имеющие исправления в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, специально не оговоренные избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей - на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- 47 подписей избирателей, содержащихся в папке N 1, листы NN 82, 83, 84, 92 (17 подписей); в папке N 2, листы NN 23, 24 (10 подписей); в папке N 4, листы NN 47, 51 (10 подписей); в папке N 7, лист 58 (5 подписей); в папке N 8, лист N 92 (5 подписей), поскольку в подписном листе не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности - на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- 3 подписи избирателей, содержащихся в папке N 2, лист 35, строка 4 (1 подпись); в папке N 7, лист 36 строка 4 (1 подпись); в папке N 8, лист 88, строка 5 (1 подпись), как внесённые в подписной лист позднее даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом - на основании пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- 812 подписей избирателей содержащихся в папке N 3, листы NN с 42 по 80, листы NN с 82 по 91; в папке N 4, листы NN с 81 по 95; N 5, листы NN с 88 по 100; в папке N 7, листы NN с 1 по 22, с 31 по 37, с 40 по 48, 50, с 56 по 58; в папке N 8, листы NN с 69 по 73; в папке N 9, листы NN 83 - 85, 90 и 100, в папке N 10, листы NN с 2 по 9, с 13 по 28, как собранные при участии членов избирательных комиссий с правом решающего голоса Перехрест О.В. и Кулинич Л.Г. - на основании пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- 7 подписей избирателей, содержащихся в папке N 3, лист N 84, строка 4 и лист 87 строка 5 - избиратель Григорьев Р.В.; в папке N 8, лист N 23 строка 1 и лист 26, строка 5 - избиратель Сергеева Т.О.; в папке N 8 лист 48 и 49 - избиратель Алексеев А.А.; в папке N 11, листы 9 и 21 содержат подписи избирателей Смирновой Е.А., Акимова С.А., Кириллова Н.Н., Бутарова Н.П., как подписи одного и того же избирателя, проставленные в поддержку выдвижения одного и того же кандидата - на основании пункта 14 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
На основании изложенного заявитель считал, что решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата и итоговый протокол проверки подписей являются незаконными.
Заявитель Клычков А.Е. в настоящее судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён, просил рассматривать дело в своё отсутствие, направил в суд своего представителя (по доверенности) Романову Н.Е., которая заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представители заинтересованного лица Балабуткина А.А. - Ежевский Д.О., Морозов В.Ю. в удовлетворении требования Клычкова А.Е. просили отказать, ссылаясь на то, что все подписные листы, представленные Балабуткиным А.А., подвергались сплошной проверке, приведённых заявителем нарушений не установлено.
Представитель заинтересованного лица ОИК N 21 - председатель ОИК Севалкин И.Ю. в удовлетворении заявления Клычкова А.Е. просил отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса города Москвы. Основанием для принятия решения ОИК о регистрации кандидата Балабуткина А.А. явился итоговый протокол рабочей группы, которым выявлено 17 недействительных подписей в подписных листах кандидата, сомнений в других подписях не имелось.
Выслушав объяснения представителя заявителя Клычкова А.Е. - Романову Н.Е., представителя заинтересованного лица ОИК N 21 - председателя ОИК Севалкина И.Ю., представителей заинтересованного лица Балабуткина А.А. - Ежевского Д.О., Морозова В.Ю., допросив свидетелей Перехрест О.В. и Кулинич Л.Г., обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения Балабуткина А.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Бедняковой В.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Клычковым А.Е. требований.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что на выборах депутатов Московской городской Думы в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие частей 2-5 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 34 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по избирательному округу N 21 по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва составляет 156741 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 4703 подписи.
Как видно из материалов дела, 11 июня 2014 года Балабуткин А.А. уведомил ОИК N 21 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва. Кроме иных, необходимых для регистрации документов, им представлено в избирательную комиссию 5 117 подписей избирателей на 1031 листах, сброшюрованных в 11 папок, при необходимом количестве подписей 4703.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 29 мая 2014 года N 81/1 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 возложены на территориальную избирательную комиссию района Выхино-Жулебино.
Решением ОИК N 21 от 3 июля 2014 года N 5/5 утверждён состав рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Решением ОИК N 21 от 16 июня 2014 года N 3/1 определено, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21.
15 июля 2014 года членами рабочей группы проведена проверка 100 процентов представленных Балабуткиным А.А. подписей избирателей.
По результатам проверки, проведенной рабочей группой, 15 июля 2014 года составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 5 117 проверенных подписей 5 подписей вычеркнуты сборщиком и не указаны в протоколе об итогах сбора подписей, 17 подписей признаны недействительными по основаниям, установленным пунктами 4, 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, что составляет 0,038 процента; подписи избирателей, признанные недостоверными, отсутствуют.
В связи с этим 17 июля 2014 года ОИК N 21 приняла решение N 8/2 о регистрации Балабуткина А.А. кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва, поскольку необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Поверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Доводы заявителя о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Балабуткиным А.А., не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных Балабуткиным А.А. от 15 июля 2014 года, ведомостями проверки подписных листов, содержащие необходимые сведения, заполненные на каждую проверяемую папку, подписанные проверяющими членами рабочей группы, у которых не возникло сомнений в достоверности представленных подписей избирателей.
Проверяя доводы заявителя о незаконности решения о регистрации Балабуткина А.А. кандидатом в депутаты, в связи с отсутствием достаточного количества достоверных подписей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21, суд исследовал подписные листы, которые были предметом проверки рабочей группы.
При этом судом установлено, что содержащиеся на листе N 100 в папке N 1 пять подписей избирателей следует признать недействительными на основании пункта 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, как собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, поскольку согласно представленных платёжных поручений оплата изготовления подписных листов произведена 16 июня 2014 года, когда названные подписи собраны 13 июня 2014 года.
Согласно пункту 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
Судом установлено, что в папке N 1 лист N 5 строка 2 (1 подпись) не указан номер квартиры избирателя, в папке N 1, лист 50, строка 2 (1 подпись) стоит дата проставления подписи "19.06.14 2014", в папке N 1, лист 51, строка 5 (1 подпись) стоит дата проставления подписи "19.06.02014", в папке N 1, лист 54, строка 1 (1 подпись) стоит дата "19.06.14 2014", в папке N 1, лист 56, строка 3 (1 подпись) в графе "дата внесения подписи" проставлена подпись избирателя, а в графе "подпись" указана дата "19.06.2014", в папке N 4, лист 14 (5 подписей) не указан номер квартиры пяти избирателей, в папке N 8, лист 100, строка 5 (1 подпись) не указан номер квартиры избирателя, в папке N 9, лист 84, строка 3 (1 подпись) не указан номер квартиры избирателя, в папке N 10, лист 61, строка 2 (1 подпись) указана дата проставления подписи "30.006.2014".
При таких обстоятельствах названные подписи следует признать недействительными на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
В месте с тем, в папке N 4, лист 76, строки 1 и 2 (2 подписи), в папке N 4, лист 100, строка 2 (1 подпись), в папке N 9, лист 12, строка 5 (1 подпись), во перки утверждениям заявителя, указаны все сведения об избирателе, предусмотренные законом и проставлена дата собственноручного внесения избирателем своей подписи, следовательно, отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, для признания этих подписей недействительными.
Подписи избирателей, содержащиеся в папке N 1, лист 1, строка 3(1 подпись); в папке N 1, лист 13, строка 5 (1 подпись); в папке N 1 , лист 29, строка 1 (1 подпись); в папке N 1, лист 49, строка 3 (1 подпись); в папке N 1, лист 61, строка 2 (1 подпись); в папке N 2, лист 34, строка 4 (1 подпись); в папке N 2, лист 45, строка 2 (1 подпись); в папке N 2, лист 55, строка 5 (1 подпись); в папке N 3, лист 28, строка 5 (1 подпись); в папке N 3, лист 56, строка 3 (1 подпись); в папке N 3, лист 97, строка 4 (1 подпись); в папке N 4, лист 9, строка 3 (1 подпись); в папке N 5, лист 87, строка 3 (1 подпись); в папке N 6, лист 5, строка 2 (1 подпись); в папке N 6, лист 11 строка 1 (1 подпись); в папке N 10, лист 2, строка 4 (1 подпись); в папке N 10, лист 6, строка 1 (1 подпись); в папке N 10, лист 10, строка 5 (1 подпись); в папке N 10, лист 68, строка 5 (1 подпись), следует признать недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, поскольку названные подписные листы содержат, специально не оговоренные избирателями, исправления в датах внесения в них перечисленных подписей избирателей.
При этом суд отклоняет доводы заявителя о том, что имеются исправления в дате внесения в подписной лист подписи избирателя в папке N 6, лист 22, строка 1 (1 подпись), поскольку при исследовании названного подписного листа судом установлено, что такие исправления отсутствуют.
3 подписи избирателей, содержащихся в папке N 2 лист 24 строка 1 (1 подпись); в папке N 5 лист 96, строка 2 (1 подпись); в папке N 6 лист 5 строка 2 (1 подпись), подлежат признанию недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, поскольку имеют исправления в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, которые специально не оговорены избирателями и лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
На основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Статья 37 Федерального закона N 67-ФЗ регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов.
В пункте 11 названной статьи установлены сведения, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 этой же статьи).
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из анализа приведённых выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования субъекта Российской Федерации является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который также содержит разъяснение о том, что в подписном листе может не содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населённом пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
Судом установлено, что в папке N 1, листы NN 82, 83, 84 (12 подписей), в папке N 2, листы NN 23, 24 (10 подписей) в адресе лица, осуществляющего сбор подписей, не указано наименование субъекта Российской Федерации (Самарская область). В папке N 1 на листе 92 (пять подписей) имеются специально не оговоренные исправления в имени лица, осуществляющего сбор подписей. В папке N 4 на листе N 47 (5 подписей) имеются специально не оговоренные исправления в дате внесения подписи, лицом осуществляющим их сбор. В папке N 7 на листе 58 (5 подписей) и в папке N 8 на листе 92 (5 подписей) имеются специально не оговоренные исправления в дате внесения подписи кандидатом Балабуткиным А.А. В папке 4 на листе 51 (5 подписей) дата проставления подписи кандидатом Балабуткиным А.А. отсутствует (не указано число).
Приведённые обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о необходимости признания перечисленных подписей недействительными в соответствии с требованиями пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Также следует признать недействительными подписи содержащиеся в папке N 2, лист 35, строка 4 (1 подпись); в папке N 7, лист 36, строка 4 (1 подпись); в папке N 8, лист 88, строка 5 (1 подпись), как внесённые в подписной лист позднее даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом - на основании пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Судом также установлено, что некоторые из избирателей дважды проставили свои подписи в поддержку выдвижения кандидата Балабуткина А.А.
Так, подписи, содержащиеся в папке N 3, лист N 84, строка 4 и лист 87 строка 5 - проставлены избирателем Григорьевым Р.В. В папке N 8 на листе N 23 строка 1 и на листе 26 строка 5 подписи проставлены избирателем Сергеевым Т.О. В папке N 8 на листе 48 строка 1 и на листе 49 строка 5 подписи проставлены избирателем Алексеевым А.А. В папке N 11 на листах 9 и 21 содержатся подписи избирателей Смирновой Е.А., Акимова С.А., Кириллова Н.Н. и Бутарова Н.П.
Указанные обстоятельства на основании положений пункта 14 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы требуют признания одной из проставленных названными избирателями подписей недействительными.
Таким образом, всего подлежит признанию недействительными 97 подписей избирателей, что, с учётом 17 подписей избирателей признанных недействительными рабочей группой, составляет 114 или 2,23 процента недействительных подписей от числа проверяемых.
При таких обстоятельствах, когда число указанных выше 114 недействительных подписей не превышает 10 процентов (511 подписей) от числа подписей, подвергнутых проверке, решение ОИК N21 о регистрации Балабуткина А.А. в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 является законным.
Указанное решение, как следует из материалов дела, принято ОИК N 21 в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка и в соответствующей форме.
Доводы заявителя о том, что 812 подписей избирателей собраны при участии членов избирательных комиссий с правом решающего голоса Перехрест О.В. и Кулинич Л.Г., в связи с чем на основании пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы они должны быть признаны недействительными, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Из представленного в материалы дела решения Территориальной избирательной комиссии Рязанского района города Москвы от 23 апреля 2014 года N 1 Перехрест О.В. и Кулинич Л.Г. освобождены от обязанностей члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Указанные обстоятельства подтвердили допрошенные в настоящем судебном заседании в качестве свидетелей Перехрест О.В. и Кулинич Л.Г.
Суд доверяет показаниям указанных свидетелей поскольку они логичны, последовательны, согласуются между собой и другими материалами дела. Свидетели допрошены непосредственно в судебном заседании, перед началом допроса были предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложные показания. Какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела судом не установлено, показания их никем не опровергнуты.
То обстоятельство, что названное решение Территориальной избирательной комиссии не опубликовано на сайте Мосгоризбиркома само по себе не свидетельствует о его недействительности. Решение подписано председателем и секретарём Территориальной избирательной комиссии, представлено в надлежащем образом заверенной председателем Территориальной избирательной комиссии копии, что соответствует требованиям статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о недействительности 812 подписей избирателей по основаниям, предусмотренным пунктом 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, подлежат отклонению.
Что касается требований заявителя о признании незаконным итогового протокола проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному округу N 21 Балабуткина А.А. от 15 июля 2014 года, то названный протокол не содержит какого-либо решения, влекущего для Клычкова А.Е. правовые последствия. Протокол содержит сведения о количестве заявленных подписей, количестве представленных подписей и количестве проверенных подписей избирателей, а также о количестве подписей, признанных недействительными, с указанием оснований признания их таковыми, что соответствует требованиям пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах у суда нет правовых оснований для удовлетворения требований заявителя и в указанной части.
В силу статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления Клычкова А* Е* о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва Балабуткина А.А." от 17 июля 2014 года N 7/2 о признании незаконным итогового протокола проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному округу N 21 Балабуткина А.А. от 15 июля 2014 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья
Московского городского суда: подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.