Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Стрельцовой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-184/2014 по заявлению Добровольского А.Ю. о защите избирательных прав, признании незаконным и отмене решения N 3/25 от 10 июля 2014 года Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Гоголева В.А.",
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 11 июня 2014 года N 175 на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы шестого созыва.
Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 (далее - ОИК N 27) 10 июля 2014 года принято решение за N 3/25 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Гоголева В.А." (далее - решение N 3/25 от 10 июля 2014 года о регистрации кандидата Гоголева В.А.) (л.д. 100).
Добровольский А.Ю., зарегистрированный кандидат в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 на основании решения ОИК N 27 от 16 июля 2014 года N 4/35, обратился в Московский городской суд с заявлением о защите избирательных прав, признании незаконным и отмене решения N 3/25 от 10 июля 2014 года о регистрации кандидата Гоголева В.А.
В обоснование своего заявления Добровольский А.Ю. указал на то, что, по его мнению, у ОИК N 27 отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения в виду отсутствия необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А., при этом заявитель ссылался на то, что член ОИК N 27 с правом решающего голоса от Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" не участвовал в работе Рабочей группы ОИК N 27 для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах (далее - Рабочая группа), не имел достаточно времени для ознакомления с представленными кандидатом подписными листами до момента голосования по вопросу регистрации кандидата Гоголева В.А. на заседании ОИК N 27 10 июля 2014 года; у заявителя имеются сомнения в достоверности и действительности подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А.
Заявитель Добровольский А.Ю. и его представитель Саляхетдинова С.З., допущенная к участию в процессе в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, обращали внимание на то, что, по их мнению, Рабочая группа не могла в достаточной степени за отведенное время проверить представленные кандидатом Гоголевым В.А. подписные листы на предмет достоверности и действительности подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А.; свои сомнения относительно необходимого числа достоверных и действительных подписей у кандидата Гоголева В.А. заявитель также обосновал тем, что Гоголев В.А. не проживает на территории одномандатного избирательного округа N 27 и не знаком избирателям.
Председатель ОИК N 27 Мельникова Т.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления Добровольского А.Ю., полностью поддержала ранее представленные в материалы дела письменные возражения (л.д. 192-200); доводы заявителя о незаконности решения о регистрации в виду отсутствия у Гоголева В.А. необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты, полагала несостоятельными, поскольку по результатам проверки подписей избирателей недействительными были признаны 0,6 % от общего количества подписей, представленных Гоголевым В.А.; недостоверных подписей выявлено не было; недостаточность времени для ознакомления членами ОИК N 27 с правом решающего голоса с материалами Рабочей группы по результатам проверки подписей избирателей, документами кандидата о выдвижении и регистрации отрицала, ссылаясь на то, что решение о регистрации кандидата Гоголева В.А. было принято единогласно, на заседании ОИК N 27 10 июля 2014 года имелся кворум, присутствовал, в том числе член ОИК N 27 с правом решающего голоса от Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", он также голосовал за регистрацию кандидата Гоголева В.А. без каких-либо оговорок; пояснила, что действующий состав Рабочей группы был утвержден решением ОИК N 27 от 02 июля 2014 года N 2/16, в нее были включены члены ОИК N 27 с правом решающего голоса и привлеченные специалисты; член ОИК N 27 с правом решающего голоса от Коммунистической партии Российской Федерации принимал участие в заседаниях ОИК N 27 по вопросу создания, состава (изменения состава) Рабочей группы и возражений против этого также не имел.
Заинтересованное лицо Гоголев В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявления Добровольского А.Ю., полагая решение N 3/25 от 10 июля 2014 года о своей регистрации кандидатом в депутаты принятым в точном соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства о выборах.
Выслушав объяснения заявителя Добровольского А.Ю. и его представителя Саляхетдиновой С.З., Председателя ОИК N 27 Мельниковой Т.В., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, Московский городской суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 6 статьи 87 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (в редакции законов г. Москвы от 15.02.2006 N 10, от 04.07.2007 N 28, от 22.04.2009 N 7, от 17.06.2009 N 20, от 26.05.2010 N 24, от 02.11.2011 N 50, от 27.06.2012 N 33, от 26.12.2012 N 70, от 29.05.2013 N 26, от 10.07.2013 N 41, от 22.01.2014 N 3, от 07.05.2014 N 23, от 04.06.2014 N 29) (далее - Избирательный кодекс г. Москвы) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в частности, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20-22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом.
В соответствии с правилами, установленными частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы основанием отказа в регистрации кандидата, в частности, является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей (пункт 4.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пункт 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы). Также установлено, что при обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата (часть 10 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы).
Правилами статьи 32 Избирательного кодекса г. Москвы регламентирован порядок представления в избирательную комиссию документов по выдвижению кандидатов.
Согласно части 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса г. Москвы необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой подтверждается, в частности, необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Положениями статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы урегулирован порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, среди прочего установлено, что если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией.
Положениями статьи 35 Избирательного кодекса г. Москвы предусмотрен порядок представления избирательных документов для регистрации кандидатов. Этой нормой закона установлено, что регистрация кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, производится соответствующей окружной комиссией; для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры;
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);
5) первый финансовый отчет кандидата;
6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей);
7) при проведении выборов депутатов Московской городской Думы письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно части 4 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными (часть 5 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы). Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии по основаниям недостаточного для регистрации количества достоверных подписей либо превышения установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, положения Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяются, порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (аналогичными положениями статей 34-37 Избирательного кодекса г. Москвы).
Положениями части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы установлен перечень оснований, по которым подписи могут быть признаны недействительными.
В силу части 11 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола представляется кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные пунктом 5 части 20, пунктом 4.3 части 21 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 87 настоящего Кодекса и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Аналогичные правила выдвижения и регистрации кандидатов, проверки подписей в поддержку выдвижения, отказа в регистрации и оснований отмены решений соответствующих избирательных комиссий о регистрации кандидата установлены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
При проверке законности оспариваемого заявителем решения, судом установлено, что решением Московской городской избирательной комиссии N 81/1 от 29 мая 2014 года полномочия окружных избирательных комиссии по выборам депутатов Московского городской Думы шестого созыва были возложены на территориальные избирательные комиссии (среди прочих полномочия ОИК N 27 возложены на территориальную избирательную комиссию района "Орехово-Борисово Северное").
Решением Московской городской избирательной комиссии от 29 мая 2014 года N 81/2 в соответствии с приведенными положениями нормативных правовых актов, было установлено, что число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27, составляет 4 566 подписей.
14 июня 2014 года Гоголев В.А. представил в ОИК N 27 документы о своем выдвижении кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 в порядке самовыдвижения, о чем ему было выдано соответствующее подтверждение, а также разрешение на открытие специального избирательного счета. 16 июня 2014 года Гоголев В.А. сообщил ОИК N 27 об открытии специального избирательного счета (л.д. 122-142).
04 июля 2014 года Гоголев В.А. передал ОИК N 27 документы для регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 (л.д.143-191).
Из подтверждения ОИК N 27 о получении документов, выданного Гоголеву В.А., следует, что от последнего 04 июля 2014 года в 17 часов 30 минут были приняты:
- сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 Избирательного кодекса г. Москвы на 2-х листах;
- первый финансовый отчет кандидата на 4-х листах и 1-м листе;
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, в 7 папках, всего 1155 листов, всего заявленных подписей 5 022;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по установленной Московской городской избирательной комиссией форме на 1 листе и машиночитаемая форма прилагается;
- список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по установленной форме на 35 листах, количество лиц, включенных в список- 35 человек; машиночитаемая форма прилагается;
- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов и оплату нотариального тарифа на 2-х листах;
- письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами на 1 листе.
Решениями ОИК N 27 от 11 июня 2014 года, а также 02 июля 2014 года за N 2/16 в соответствии с частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы в целях организации работы по проверке подписных листов, представляемых кандидатами в ОИК N 27, был утвержден состав Рабочей группы ОИК N 27 для проверки порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах; в состав рабочей группы включены ** (председатель ОИК N 27 - Руководитель Рабочей группы), члены Рабочей группы члены ОИК N 27 с правом решающего голоса - *** и в том числе привлеченные к работе *** (заместитель начальника ОУФМС России по г. Москве по району Орехово-Борисово Северное"), *** (старший инспектор ОООП УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве), *** (инспектор ОООП УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве) (л.д. 27-28, 88-99).
Из представленного суду итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Гоголева В.А., а также ведомостей проверки подписных листов, справки контрольно-ревизионной службы при ОИК N 27, таблиц проверки соответствия сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А. от территориального органа ФМС России (л.д. 101-114) следует, что Рабочая группа осуществила проверку подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А., количество представленных Гоголевым В.А. подписей составило 5 022, все они в соответствии с решением ОИК N 27 от 11 июня 2014 года N 1/5 были проверены, из них 31 подпись избирателей признана недействительными, недостоверной подписи не выявлены и таковыми не признавались.
В частности:
- по основанию пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (дата подписи избирателя проставлена позднее даты подписи сборщика) признаны недействительными 5 подписей,
- по основанию пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (подписи с исправлениями в сведениях об избирателях, которые не оговорены избирателем или сборщиком) признаны недействительными 3 подписи,
- по основанию пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (подписи избирателей без указания требуемых сведений) признаны недействительными 3 подписи,
- по основанию пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи, если это исправление не оговорено избирателем) признана недействительной 1 подпись,
- по основанию пункта 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (дата внесения подписи раньше оплаты изготовления подписных листов 16 июня 2014 года) признаны недействительными 4 подписи,
- по основанию пункта 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (неверные данные документов (паспорта) избирателя либо сведения не соответствующие действительности (название улицы, NN домов, квартир, корпусов) признана недействительной 1 подпись,
- по основанию пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (в подписном листе не указаны все требуемые сведения о сборщике подписей) признаны недействительными 3 подписи;
- на основании последующей проверки данных по ГАС "Выборы" по пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы признаны недействительными 11 подписей;
Общее количество недействительных и недостоверных подписей - 31 (0,6%).
Согласно протоколу заседания ОИК N 27 от 10 июля 2014 года (л.д. 116-121) на заседании присутствовали 10 членов комиссии с правом решающего голоса, кворум имеется; согласно повестке дня на заседании ОИК N 27, в том числе рассматривался вопрос о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Гоголева В.А.; с учетом результатов проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А., а также документов, представленных кандидатом для своего выдвижения и регистрации единогласно 10-ю голосами "за" комиссией было принято оспариваемое решение N 3/25 от 10 июля 2014 года о регистрации кандидата Гоголева В.А.; протокол заседания ОИК N 27 от 10 июля 2014 года подписан Председателем и секретарем. Гоголеву В.А. вручена копия решения и удостоверение кандидата.
Оценив собранные по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, в том числе исходя из доводов заявления Добровольского А.Ю., не усматривает оснований для признания оспариваемого решения о регистрации кандидата Гоголева В.А. незаконным.
Так, в ходе рассмотрения дела судом не выявлено фактов, которые свидетельствовали бы об искажении данных при проверке соответствующей избирательной комиссией подписных листов.
Во-первых, по смыслу положений части 11 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы, пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, полномочия по проверке подписных листов возложены на Рабочую группу, которая составляет по результатам проверки итоговый протокол и указывает в нем количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми; на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, положения Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяются; порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (аналогичными положениями статей 34-37 Избирательного кодекса г. Москвы); недостоверными являются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, при этом подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
Как уже указывалось выше, на проверку в Рабочую группу было заявлено и представлено 5 022 подписи, подписные листы, содержащие подписи избирателей, были представлены вместе с протоколом об итогах сбора подписей; подписные листы в соответствии с требованиями закона были сброшюрованы в папки; при приеме избирательных документов избирательная комиссия заверила папки с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверила соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, о чем выдало кандидату соответствующее подтверждение; количество папок и содержащихся в них подписей соответствует тому, в отношении которого осуществлялась проверка; все подписи были проверены, из них 31 подпись по тем или иным основаниям была признана недействительной, что составило 0,6% от общего числа; количество подписей, признанных достоверными и действительными, составило 4 991; недостоверные подписи избирателей выявлены не были; у членов Рабочей группы не возникло сомнений в достоверности подписей избирателей; результаты проверки зафиксированы в Итоговом протоколе, они в точности совпадают с ведомостями проверки подписных листов и таблицами проверки соответствия сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А. от территориального органа ФМС России, а также справкой КРС.
Оснований не доверять представленным доказательствам суд не имеет, они надлежащим образом оформлены и заверены, составлены и подготовлены уполномоченными на то членами Рабочей группы, проверка подписных листов осуществлялась проверяющими путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений; к итоговому протоколу приложены ведомости и таблицы проверки подписных листов, содержащие все необходимые сведения и заполненные на каждую проверяемую папку, подписанные проверяющими; у членов рабочей группы не возникло сомнений в достоверности подписей избирателей; эти доказательства в ходе рассмотрения дела в суде Добровольским А.Ю. не опровергнуты.
Учитывая тот факт, что все представленные Гоголевым В.А. подписи были проверены Рабочей группой, сомнений в их достоверности не возникло, некоторые недействительные подписи были выявлены, а также то обстоятельство, что результаты проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А., отраженные в итоговом протоколе Рабочей группы, объективными данными не опровергнуты, суд не усматривает законных оснований для проведения повторной проверки подписей избирателей в порядке части 6 статьи 87 Избирательного кодекса г. Москвы, отмечая, что доводы Добровольского А.Ю. о недостаточном количестве достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А. не конкретизированы, строятся исключительно на субъективных предположениях и сомнениях заявителя, в то же время суд подменять своим решением соответствующую избирательную комиссию в вопросе проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах не вправе, это не отвечает целям и задачам правосудия по гражданским делам.
Таким образом, проверив доводы заявителя о незаконности решения от 10 июля 2014 года о регистрации Гоголева В.А. кандидатом в депутаты, суд полагает, что факты отсутствия у последнего достаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей, необходимого для его регистрации не выявлены.
Аргументы Добровольского А.Ю. о том, что Гоголев В.А. не проживает на территории одномандатного избирательного округа N 27 сами по себе не свидетельствуют о недостаточном количестве достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
Оспаривая законность принятого ОИК N 27 решения о регистрации кандидата Гоголева В.А., Добровольский А.Ю. ссылался также на то, что член ОИК N 27 от Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" *** не участвовал в работе Рабочей группы. Вместе с тем, из материалов дела следует, что *** в состав Рабочей группы не входил, решения ОИК N 27 о создании Рабочей группы, ее составе и изменении состава в установленном порядке не оспорены и не отменены (л.д. 88-99).
Довод Добровольского А.Ю. об ограничении членов ОИК N 27 во времени при ознакомлении с представленными кандидатом Гоголевым В.А. документами для регистрации, в том числе подписными листами, суд отклоняет как исключительно предположительный и не подтвержденный объективными данными, полностью опровергаемый объяснениями представителями заинтересованного лица ОИК N 27 в судебном заседании и протоколом заседания ОИК N 27 от 10 июля 2014 года, из которого следует, что член ОИК N 27 от Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" *** на заседании ОИК N 27 10 июля 2014 года присутствовал, голосовал за регистрацию кандидата Гоголева В.А. без каких-либо оговорок, в том числе об ограничении во времени для формирования мнения по этому вопросу.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание доводы заявления Добровольского А.Ю., суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным, оно принято в точном соответствии с требованиями статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы (статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) при наличии у Гоголева В.А. необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, при котором у комиссии отсутствовали изложенные в части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы основания для отказа в регистрации. Исходя из доводов заявления Добровольского А.Ю. оснований для признания решения N 3/25 от 10 июля 2014 года о регистрации кандидата Гоголева В.А. незаконным и его отмены, судом не установлено.
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Добровольского А.Ю. о защите избирательных прав, признании незаконным и отмене решения N 3/25 от 10 июля 2014 года Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Гоголева В.А." отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение. Поскольку решение вынесено в период избирательной компании до дня голосования, апелляционная жалоба на него может быть в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.