Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Стрельцовой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-222/2014 по заявлению Орлова С.А., действующего в интересах несовершеннолетнего Орлова К.С., об оспаривании отдельных положений Временных правил регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, утвержденных руководителем Департамента образования города Москвы,
установил:
Руководителем Департамента образования города Москвы были утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (далее - Временные правила), которые в настоящий момент действуют в редакции от 14 июля 2014 года; Временные правила были опубликованы и размещены на официальном сайте Департамента образования города Москвы (http://dogm.mos.ru в разделе Документы), а также на официальных сайтах окружных управлений образования Департамента образования города Москвы (в частности, http://svouo.dogm.mos.ru/activities/educational-activities/preschool-acti vities/acquisition-of-state-educational-institutions-implementing-educati onal-programmes-of-pre-school-educ/provisional-rules-of-registration-of-d eclarations-about-the-production-of-the-children-on-account-of - на официальном сайте Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы; http://uouo.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/951388.html - на официальном сайте Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы и т.д.).
Дефисами один и два абзаца 2 раздела 3 Временных правил установлено, что в единый электронный реестр регистрируются заявления родителей (законных представителей), дети которых:
- зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории города Москвы (дефис первый);
- зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории города Москвы (дефис второй).
Дефисом три абзаца 12 раздела 3 Временных правил предусмотрено, что при постановке на учет при личном обращении в ОСИП заявители предъявляют следующие документы: - документ, удостоверяющий регистрацию ребенка по месту жительства в городе Москве, или документ, удостоверяющий регистрацию ребенка по месту пребывания на территории города Москвы.
Абзацем 16 раздела 3 Временных правил установлено, что заявители, дети которых не зарегистрированы по месту жительства на территории, закрепленной за организаций и выбравшие в качестве основной организации дошкольное отделение образовательного комплекса, информируются в личном кабинете (при подаче заявления на Портале) или лично (при подаче заявления в ОСИП), что их дети направляются в организацию на свободные места, оставшиеся после обеспечения местами детей, зарегистрированных по месту жительства на территории, закрепленной за организацией, в соответствии с порядком формирования электронного реестра (раздел 5 настоящих Временных правил).
Орлов С.А., действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына Орлова К.С., *** года рождения, обратился в Московский городской суд с заявлением, в котором ставит вопрос о признании приведенных нормативных положений Временных правил недействующими (по тексту заявления Орлов С.А. просит признать недействующими абзацы 3,4, 18 и 27 раздела 3 Временных правил).
В обоснование заявления Орлов С.А. указал на то, что его несовершеннолетний сын фактически проживает по адресу: ***; при этом по данному адресу ребенок не зарегистрирован ни по месту жительства, ни по месту пребывания; 10 февраля 2014 года Орлов С.А. подал через Портал государственных услуг электронное заявление в отношении своего несовершеннолетнего сына Орлова К.С., *** года рождения, о постановке его на учет для зачисления в образовательные организации Зеленоградского административного округа г. Москвы, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы; заявление было зарегистрировано в электронном реестре за N 4510 0011 4197 8227 от 10 февраля 2014 года; в этом заявлении были указаны среди прочего сведения о том, что ребенок зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ***; заявитель был проинформирован о необходимости обращения в Окружную службу информационной поддержки, в том числе для подтверждения указанного в электронном заявлении адреса места пребывания ребенка; поскольку подтверждающие документы предоставлены им не были, электронное заявление было аннулировано по истечении установленного времени.
По утверждению заявителя, оспариваемые нормативные положения Временных правил устанавливают приоритет граждан проживающих (зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания) на территории города Москвы в обеспечении местами в дошкольных образовательных учреждениях, допускают отказ гражданам, не зарегистрированным на территории города Москвы, в предоставлении указанной услуги, что противоречит общим принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации (ст.ст. 43, 55), положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и положениям Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", гарантирующим возможность выбора образовательного учреждения и получение образования данного уровня независимо от места жительства и других обстоятельств; а также устанавливающим и претворяющим в жизнь принципы приема на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на равных условиях приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Орлов С.А., действующий в интересах своего несовершеннолетнего сына Орлова К.С., *** года рождения, в судебное заседание явился, заявление поддержал и просил признать недействующими вышеприведенные положения Временных правил, подтвердил, что его несовершеннолетний сын на территории Зеленоградского административного округа города Москвы по адресу, который им был указан в заявлении о постановке на учет, не зарегистрирован ни по месту жительства, ни по месту пребывания; ребенок имеет место жительство в Воронежской области, но при этом фактически проживает в Зеленограде.
Представители Департамента образования города Москвы по доверенностям Кравцов С.В. и Фатхуллин Р.З. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявления, полностью поддержали представленные в материалы дела письменные возражения, полагали, что оспариваемые положения Временных правил не противоречат нормам международного права, положениям федерального и регионального законодательства; отмечали, что Временные правила приняты Департаментом образования города Москвы в пределах его компетенции в области образования и решения административных и организационных вопросов в этой сфере; оспариваемые положения прав и свобод заявителя не нарушают; нормативный правовой акт введен в действие в установленном порядке.
Выслушав объяснения Орлова С.А., представителей Департамента образования города Москвы по доверенностям Кравцова С.В. и Фатхуллина Р.З., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, оценив оспариваемые заявителем отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. об отклонении заявления, суд приходит к выводу о том, что заявление Орлова С.А., поданное в интересах его несовершеннолетнего сына Орлова К.С., *** года рождения, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу обстоятельств, поименованных в статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дефисы один и два абзаца 2, дефис три абзаца 12, абзац 16 раздела 3 Временных правил могут быть признаны недействующими, не имеется.
Временные правила, отдельные положения которых оспариваются заявителем, определяют порядок регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы.
Общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, урегулированы на федеральном уровне Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ предусмотрено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании). Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Помимо прочего федеральным законодателем установлено, что нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктами 3, 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1-2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета; к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3).
В силу подпунктов 2, 3 статьи 14, пункта 3 статьи 9 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Департамент образования города Москвы (далее - Департамент образования) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции подписывает правовые акты и осуществляет контроль за их исполнением.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным распределением полномочий обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступных и бесплатных дошкольных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях и организациях предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Поскольку Временные правила приняты по отношению к государственным образовательным организациям, реализующим программы дошкольного образования, подведомственным Департаменту образования, суд находит, что они приняты в пределах полномочий Департамента образования на осуществление правового регулирования данного вопроса, без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления по предмету совместного ведения.
Установлено, что Временные правила утверждены руководителем Департамента образования; в целях обеспечения возможности ознакомления с ним тех лиц, права и свободы которых они затрагивают Временные правила опубликованы как на официальном сайте Департамента образования, так и на информационных сайтах подведомственных Департаменту образования территориальных органов исполнительной власти г. Москвы в сфере образования (окружных управлений образования); по своей форме Временные правила отвечают требованиям, предъявляемым Регламентом Департамента образования, утвержденным приказом Департамента от 28 января 2010 года N 223, к такого вида распорядительным документам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Временные правила приняты в пределах полномочий и компетенции Департамента образования города Москвы, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, они утверждены уполномоченным лицом и доведены до сведения всех заинтересованных лиц (официально опубликованы). Эти обстоятельства при рассмотрении настоящего заявления Орловым С.А. не оспаривались.
Проверяя соответствие оспариваемых Орловым С.А. нормативных положений Временных правил федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Как уже указывалось выше, Временные правила определяют порядок регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
По смыслу пункта 1 части 4 статьи 10, пункта 1 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ дошкольное образовательное учреждение является образовательной организацией, реализующей первый уровень общего образования основных образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Законом города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" (в редакции законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91, от 15.06.2005 N 23, 08.11.2006 N 55, от 22.04.2009 N 8, от 14.07.2010 N 36, от 18.05.2011 N 18, от 04.07.2012 N 35, от 25.06.2014 N 37) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями городского округа.
Вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях законодательством города Москвы к вопросам местного значения не отнесены.
В силу частей 3 и 3.1 статьи 2 того же Закона города Москвы государственными образовательными учреждениями города Москвы являются образовательные учреждения, созданные городом Москвой и (или) находящиеся в ведении города Москвы; муниципальными образовательными учреждениями признаются образовательные учреждения, созданные внутригородскими муниципальными образованиями - городскими округами Троицк и Щербинка, а система образования города Москвы несмотря на то, что является частью системы образования Российской Федерации, представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (часть 5 статьи 2).
Часть 1 статьи 5 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" предусматривает, что общеобразовательные программы в городе Москве в целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования реализуются создаваемыми Правительством Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Москвы типовыми и нетиповыми государственными образовательными учреждениями (среди прочего детскими садами различного вида).
Названные положения законодательства города Москвы позволяют сделать вывод о том, что система государственных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории города, находится в ведении города Москвы.
Из системного анализа приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что органы государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях города Москвы.
Установленные оспариваемыми нормами правила представляют собой меры организационного характера, направленные на гарантированное предоставление общедоступного дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, среди них законодатель выделяет тот факт, что прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, должен проводиться на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение; при этом в соответствии с частями 2 и 3 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Аналогичные нормативные положения содержатся также в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года N 293, и в части 5 статьи 10 Закона города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве", которыми, в частности, предусмотрено, что правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования; при этом правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация; установлено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ; в пункте 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года N 293, дополнительно установлено, что для приема в образовательную организацию: а) родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания; б) родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.
Указанные нормы законодательства, имеющего большую юридическую силу по отношению к Временным правилам, предполагают обеспечение территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня.
Требования территориальной доступности образовательных учреждений обусловлены интересами охраны здоровья детей и на федеральном уровне в виде пешеходной доступности образовательных учреждений, что предусмотрено СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26.
Из анализа содержания оспариваемых заявителем норм Временных правил следует, что в них фактически воспроизведены вышеуказанные положения федерального и регионального законодательства, которые регулируют организационные вопросы, связанные с реализацией права на поступление детей в дошкольные образовательные учреждения, которые также как и нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат каких-либо норм, предполагающих отказ в зачислении в дошкольное образовательное учреждение города Москвы, подведомственное Департаменту образования по мотиву отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закрепленной за образовательным учреждением территории; оспариваемые положения Временных правил предусматривают единственное основание для отказа в зачисление в выбранное учреждение - отсутствие свободных мест, что в полной мере согласуется с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ; Закона города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве".
Таким образом, в правовом регулировании спорных отношений, при котором регистрируются заявления родителей (законных представителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы; для постановки на учет необходимо представить документ, удостоверяющий регистрацию ребенка на территории города Москвы; дети, не зарегистрированные на территории города Москвы, закрепленной за организацией, направляются в организацию на свободные места, оставшиеся после обеспечения местами зарегистрированных детей, суд не усматривает какого-либо противоречия действующему федеральному законодательству, равно как и законодательству, имеющему большую юридическую силу, равно как и ограничения права на общедоступность дошкольного образования; суд находит, что такое правовое регулирование гарантирует каждому ребенку право на поступление в выбранное дошкольное образовательное учреждение на территории города Москвы, в том числе то, которое расположено как в непосредственной близости от его места жительства (пребывания), так и без учета такой территориальной составляющей.
Утверждения заявителя о дискриминационном характере оспариваемых норм суд находит несостоятельными, поскольку именно иное регулирование, напротив, с определенной долей вероятности допускало бы возможность отказа в приеме по мотивам отсутствия свободных мест детям, проживающим рядом с учреждением, что вошло бы в прямое противоречие с приведенными выше положениями федерального законодательства, умаляя право ребенка на доступность образования (в том числе доступность пешеходную).
Требование Временных правил о необходимости предоставления документов о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания, в полной мере согласуется с нормативными положениями статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, устанавливающими необходимость обеспечения приема в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Суд также полагает, что оспариваемые заявителем положения Временных правил не могут быть проверены на их соответствие нормам Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", учитывая различный круг общественных отношений, регулируемых данными нормативными правовыми актами; само же по себе право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не влияет на гарантированную общедоступность дошкольного образования и обеспечение территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня.
Заявителем не представлено доказательств того, что ему отказано в регистрации заявления о постановке на учет по причине отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории г. Москвы.
Таким образом, оспариваемые нормативные положения Временных правил федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, права и законные интересы несовершеннолетнего Орлова К.С., *** года рождения, не нарушают.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются заявителем, принят Департаментом образования по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции органа, в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителя, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания данного нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Таким образом, суд отказывает Орлову С.А., действующему в интересах несовершеннолетнего Орлова К.С., *** года рождения, в удовлетворении его заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Орлова С.А., действующего в интересах несовершеннолетнего Орлова К.С., *** года рождения, о признании недействующими дефисов один и два абзаца 2, дефиса три абзаца 12, абзаца 16 раздела 3 Временных правил регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, утвержденных руководителем Департамента образования города Москвы, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через суд, принявший настоящее решение.
Судья Московского
городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.