Именем Российской Федерации
г. Москва12 сентября 2014 г.
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Бедняковой В.В., при секретаре Лискиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0244/2014 по заявлению Шайжанова Р* М*об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 13 Портновой Т* А*,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 11 июня 2014 года N 175 на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы шестого созыва.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 13Шайжанов Р.М. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Портновой Т.А., зарегистрированной по тому же избирательному округу, ссылаясь на то, что последняя использовала своё служебное положение действующего депутата Московской городской Думы пятого созыва при создании агитационного материала и проведении предвыборной агитации.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что 25 июля 2014 года зафиксировано изготовление агитационного печатногоматериала избирательным штабом кандидата Портновой Т.А. на оборудовании и в помещении Управы Лосиноостровского района города Москвы. В период с 7 по 13 августа 2014 года кандидат Портнова Т.А. неоднократно использовала свою служебную приёмную, находящуюся по адресу:***, выделенную ей как депутату Московской городской Думы, для складирования и ежедневного размещения своих агитационных материалов. В период с 7 по 13 августа 2014 года кандидат Портнова Т.А. ежедневно размещала свои агитационные печатные материалы в помещениях МФЦ Бабушкинского района по улице Летчика Бабушкина дом 1, несмотря на то, что в том же здании находятся территориальные избирательные комиссии районов Бабушкинский и Лосиноостровский. Для этого использовала договоренность с руководством МФЦ. Агитационные печатные материалы Портновой Т.А. развешиваются на информационных стендах Управы Лосиноостровского района, в то время как другим кандидатам к этим стендам доступ запрещён. Компания ООО "Чистый город" выделила платные места расширенного формата A3, на которых размещён материал формата А4, только кандидату Портновой Т.А. Остальные кандидаты получили отказ в размещении их материалов по причине отсутствия места. Кандидат Портнова Т.А. использовала для агитации в свою пользу Региональную общественную организацию ветеранов государственного и муниципального управления города Москвы, высшим органом управления которой является собрание, более того эта организация является получателем господдержки.25 августа 2014 года лично кандидат Портнова Т.А. участвовала и выступала на родительском собрании учеников образовательного учреждения N 1099 по улицеРотерта, д.5, на котором директор образовательного холдинга в явной форме создавал положительное отношение к кандидату Портновой Т.А., превознося её заслуги перед школой, что является признаком агитации за кандидата.
Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о нарушении Портновой Т.А. требований пункта 1 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что в силу положений подпункта "в" пункта 7 статьи 76названного Федерального закона является основанием для отмены её регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва.
В настоящее судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещён своевременно и надлежащим образом, направил в суд своего представителя (по доверенности) Кутлунину Н.В., которая заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по изложенным в заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо Портнова Т.А. в настоящем судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что не допускала нарушений правил, запретов и ограничений, установленных избирательным законодательством. Изготовление агитационного печатного материала на оборудовании и в помещении Управы Лосиноостровского района города Москвы происходило без её ведома. Служебная приёмная, выделенная ей как депутату Московской городской Думы, для складирования и размещения агитационных материалов не использовалась. Для этих целей арендовано нежилое помещение по адресу: ***. Об обстоятельствах размещения в здании МФЦ Бабушкинского района печатного агитационного материала ей ничего не известно, такого поручения она не давала. Считает, что возможно была провокация. На информационных стендах Управы Лосиноостровского района города Москвы агитационный материал размещён наряду с другими кандидатами. Агитационные плакаты на информационных панно ООО "Чистый город" размещены в соответствии с заключённым с указанной организацией договором, оплата услуг по которому произведена из средств специального избирательного фонда. Изображение Шестаковой З.А. и её высказывания использованы в агитационном материале с письменного согласия последней.
Представители Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 13 Гаджиева А.О., Турков А.М. считали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Выслушав объяснения представителя заявителя, объяснения заинтересованного лица Портновой Т.А., объяснения представителей ОИК N 13, обозрев в судебном заседании представленные заявителем видео и фото материалы, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурораБедняковой В.В., которая полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении, заявленныхШайжановым Р.М., требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Согласно пункту 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Заявителем не представлено доказательств того, что при проведении своей избирательной кампании кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва Портновой Т.А., являющейся при этом действующим депутатом Московской городской Думы, использовались преимущества своего должностного и служебного положения.
Факт изготовления 25 июля 2014 года в помещении управы Лосиноостровского района города Москвы, сотрудниками предвыборного штаба Портновой Т.А. светокопий агитационных материалов кандидата с использованием принадлежащей управе копировально-множительной техники не оспаривается самой Портновой Т.А. и подтверждается решением Московской городской Думы от 7 августа 2014 года N 94/1.
Вместе с тем, по убеждению суда, данные обстоятельства не свидетельствуют об использовании Портновой Т.А. преимуществ своего должностного и служебного положения.
Портнова Т.А. является действующим депутатом Московской городской Думы пятого созыва, в связи с чем Управа района и её сотрудники не состоят в подчинении или служебной зависимости от названого заинтересованного лица. Доказательств того, что Портнова Т.А. каким-то образом, используя преимущества своего должностного или служебного положения, влияла на указанные события, заявителем не представлено. Видеозапись, представленная заявителем, фиксируя факт размножения агитматериалов, указанных обстоятельств не подтверждает. Упомянутым выше решением Мосгоризбиркома Портнова Т.А. предупреждена о недопустимости нарушения закона лицами, осуществляющими деятельность, способствующую избранию кандидата. Однако этим решением не установлено незаконное использование Портновой Т.А. преимуществ своего должностного или служебного положения.Сама Портнова Т.А. отрицает, что давала поручения сотрудникам своего штаба на совершение подобных действий, к виновным в этом сотрудникам её штаба применены меры дисциплинарного воздействия. Эти обстоятельства подтверждаются протоколом заседания ОИК N 13 от 28 июля 2014 года и заявителем не опровергнуты.
Что касается использования Портновой Т.А. своей служебной приёмной для складирования и размещения агитационных материалов, то в подтверждение данных обстоятельств заявителем не представлено никаких доказательств. Более того, Портновой Т.А. в материалы дела представлен договор аренды нежилого помещения, в котором согласно объяснениям последней, осуществляется хранение всех агитматериалов. Данные утверждения заявителем также никем не опровергнуты.
Размещение зарегистрированного печатного агитационного материала кандидата Портновой Т.А. в здании МФЦ Бабушкинского района, в котором также расположены Территориальные избирательные комиссии,подтверждается протоколом заседания ОИК N 13 от 19 августа 2014 года и никем не опровергнуто. Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что названный материал размещался в здании МФЦ по поручению или с ведома Портновой Т.А. заявителем суду не представлено. Заявитель утверждает, что на видеозаписи зафиксировано сообщение руководителя МФЦ о том, что печатные агитационные материалы размещены в здании по просьбе Портновой Т.А. Однако, видеозапись не может рассматриваться судом как допустимое доказательство, поскольку заявителем, в нарушение требований статьи 77 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не указано когда, кем и в каких условиях она осуществлялась. Кроме того, из записи с достоверностью не следует, что лицо сообщающее, приведённые заявителем, сведения является руководителем МФЦ района Бабушкинский. При этом согласно письменного сообщения руководителя МФЦ района Бабушкинский от 18 августа 2014 года N 129, приобщённого к материалам дела в настоящем судебном заседании, обстоятельства появления агитационных материалов Портновой Т.А. в здании МФЦ ей не известны.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о незаконном использовании Портновой Т.А. преимуществ своего должностного и служебного положения по приведённому выше эпизоду суд отклоняет.
Использование Портновой Т.А. для размещения своего печатного агитационного материала на стендах Управы Лосиноостровского района города Москвы и на информационных панно ООО "Чистый город" также не свидетельствует о допущении Портновой Т.А. использования преимуществ своего должностного или служебного положения.
Представитель ОИК N 13 пояснил, что на стендах районных Управ размещается агитационная информация любого зарегистрированного кандидата в депутаты обратившегося об этом в соответствующую Управу района.
Приведённые обстоятельства подтверждаются протоколом заседания ОИК N 13 от 19 августа 2014 года, на котором обсуждалась просьба заявителя о помощи в размещении его листовок на информационных стендах районов.
Как видно из материалов дела размещение агитационных материалов Портновой Т.А. на информационных панно ООО "Чистый город" обусловлено заключением соответствующего договора указанным кандидатом с этим Обществом.
Доказательств того, что заявителю или другому кандидату в депутаты Московской городской Думы шестого созыва, зарегистрированному по тому же избирательному округу, отказано в размещении агитационных материалов на стендах районных Управ и информационных панно ООО "Чистый город" Шайжановым Р.М. не представлено.
Доводы заявителя о нарушении Портновой Т.А. требований подпункта "д" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при использовании для агитации в свою пользу Региональной общественной организации ветеранов государственного и муниципального управления города Москвыоснованы на неверном толковании норм указанного законоположения, поскольку для квалификации действий кандидата как использование преимуществ своего должностного или служебного положения, агитация поименованных в названной норме лиц, должна происходить в ходе их служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок. Такие обстоятельства в рассматриваемом вопросе отсутствуют. Согласие на использование в предвыборной агитации Портновой Т.А. изображения и высказываний Шестаковой З.А. - председателя Совета местного отделения "Северо-Восток" Региональной общественной организации ветеранов государственного и муниципального управления города Москвы получено и в материалы дела представлено.
Участие Портновой Т.А. в родительском собрании образовательного учреждения N 1099 соответствует положениям пункта 6 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Судом установлено, что 25 августа 2014 года кандидат Портнова Т.А. принимала участие в родительском собрании центра образования N 1099. На этом мероприятии Портнова Т.А. присутствовала как действующий депутат Московской городской Думы пятого созыва. Агитация на указанном мероприятии не проводилась, вопрос о предстоящих выборах не обсуждался. Портнова Т.А. не отчитывалась о проделанной работе в качестве депутата Московской городской Думы пятого созыва, каких-либо обещаний выполнить что-либо после избрания её на очередной срок не давала.
При таких обстоятельствах утверждения заявителя об использовании Портновой Т.А., при проведении избирательной кампании, преимуществ своего должностного и служебного положения являются несостоятельными, а требования основанные на данных утверждениях необоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Кроме того, принимая решение об отказе Шайжанову Р.М. в удовлетворении заявленных им требований суд учитывает положения пункта 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому решение суда по заявлению об отмене регистрации кандидата должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Аналогичные положения содержатся в части 9 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наступление даты, до которой допускается принятие судом решения об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу. Истечение предусмотренных частями 9 и 10 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроков исключает возможность отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Поэтому суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении заявления и в том случае, когда имеются основания для отмены регистрации.
Поскольку голосование по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва назначено на 14 сентября 2014 года, в любом случае, в настоящее время невозможно принятие решения об удовлетворении заявленных требований в силу прямого запрета закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении требований Шайжанова Р* М* об отмене регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 13 Портновой Т* А* отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья
Московского городского суда:подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.