Решение Московского городского суда от 18 ноября 2014 г. N 3-249/14
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
при секретаре Стрельцовой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-249/2014 по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве к Фонду поддержки выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов "ДОМ КАДЕТА" о ликвидации некоммерческой организации,
установил:
Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве от 23 декабря 2010 года было принято решение о регистрации Фонда поддержки выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов "ДОМ КАДЕТА (сокращенное наименование - ФОНД "ДОМ КАДЕТА"); запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 17 января 2011 года за ОГРН 1117799000505.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации обратилось в Московский городской суд с исковым заявлением, измененным в ходе рассмотрения дела в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к Фонду "ДОМ КАДЕТА" (далее по тексту также - Фонд), в котором просит признать государственную регистрацию Фонда недействительной в виду допущенных при его создании грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, и ликвидировать указанную некоммерческую организацию с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что при создании Фонда были грубо нарушены общие требования гражданского законодательства, которые носят неустранимый характер, в частности, одним из учредителей Фонда являлось ликвидированное юридическое лицо - Межрегиональная общественная организация "Дальневосточный Союз Суворовцев и Нахимовцев" (ОГРН 1072700002154), а другой учредитель - Саратовское региональное общественное движение выпускников Суворовских и Нахимовских военных училищ "ДВИЖЕНИЕ КАДЕТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ОГРН 1076400004031) на момент принятия решения о создании Фонда находился в стадии ликвидации, о чем была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц; участие при создании Фонда данных лиц в качестве учредителей в соответствии с правилами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве было извещено о времени и месте рассмотрения дела, просило о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, на удовлетворении требований настаивало.
Представитель Фонда "ДОМ КАДЕТА" по доверенности Щелкунов С.А. в судебное заседание явился, пояснил, что факты, изложенные в исковом заявлении, соответствуют действительности, поименованные выше организации не имели законных оснований выступать учредителями при создании Фонда, признал грубое нарушение закона, носящее неустранимый характер, допущенное при создании Фонда, выразил согласие с иском о признании недействительной государственной регистрации Фонда и его ликвидации с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц. К материалам дела приобщены письменные пояснения за подписью Президента Фонда Лавринец Ю.М. о согласии с иском.
Исследовав материалы гражданского дела и представленные в них доказательства, выслушав объяснения представителя Фонда по доверенности Щелкунова С.А. о согласии с иском, суд приходит к выводу о том, что заявленные Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве исковые требования подлежат удовлетворению.
Так, прежде всего суд отмечает, что согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественный фонд, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (статья 10 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ).
Вопросы принудительной ликвидации общественных объединений организаций урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации; в последнем вопросы ликвидации юридического лица раскрыты в статье 61, устанавливающей общие основания ликвидации юридических лиц по решению суда.
Так, указанными нормативными положениями оговорено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 61); в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ от 05 мая 2014 года, вступившего в силу 01 сентября 2014 года и применяемого к спорным правоотношениям) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Ранее действовавшая редакция статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусматривала, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (абзац 2 пункта 2 статьи 61).
Статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ установлено, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей; последними могут быть среди прочего юридические лица - общественные объединения; решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании; с момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом; правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определен период правоспособности юридического лица; установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
Далее, необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что Фонд "ДОМ КАДЕТА" был зарегистрирован решением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации от 23 декабря 2010 года; сведения о Фонде были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 17 января 2011 года Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1117799000505 (ИНН/КПП 7730184265/773001001); запись о Фонде также была внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации 24 декабря 2010 года за учетным номером 7714012884.
Учредителями Фонда при создании выступили восемь юридических лиц Российской Федерации:
- Региональная ветеранская благотворительная общественная организация "Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет" (ОГРН 1037739132342),
- Тверская региональная общественная организация "Тверское содружество суворовцев, нахимовцев и кадет" (ОГРН 10769000004851),
- Саратовское региональное общественное движение выпускников Суворовских и Нахимовских военных училищ "ДВИЖЕНИЕ КАДЕТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ОГРН 1076400004031),
- Межрегиональная общественная организация "Дальневосточный Союз Суворовцев и Нахимовцев" (ОГРН 1072700002154),
- Кировская региональная общественная организация "Кадет" (ОГРН 1074300001654),
- Калининградская региональная общественная организация "Клуб суворовцев и нахимовцев Балтики" (ОГРН 1033918508909) ,
- Местная благотворительная общественная организация выпускников суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов "Екатеринбургский суворовско - нахимовский - кадетский клуб" (ОГРН 1036605606476),
- Региональная общественная организация "Воронежский областной суворовско - нахимовский - кадетский клуб" (ОГРН 1103600000976).
Из заявления о государственной регистрации некоммерческой организации Фонд "ДОМ КАДЕТА" при ее создании, а также расписки истца от 07 декабря 2010 года о получении от ответчика документов, представленных для государственной регистрации некоммерческой организации, протокола N 1 Учредительного собрания Фонда "ДОМ КАДЕТА" от 11 ноября 2010 года следует, что решение о создании Фонда "ДОМ КАДЕТА" было принято его учредителями 11 ноября 2010 года.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц Межрегиональная общественная организация "Дальневосточный Союз Суворовцев и Нахимовцев" (ОГРН 1072700002154) на момент принятия Учредителями решения о создании Фонда "ДОМ КАДЕТА" как прекратившее свою деятельность юридическое лицо на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" была исключена из единого государственного реестра юридических лиц, запись о прекращении внесена 16 июня 2010 года (решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц N 14 от 12 февраля 2010 года).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Саратовского регионального общественного движения выпускников Суворовских и Нахимовских военных училищ "ДВИЖЕНИЕ КАДЕТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ОГРН 1076400004031) следует, что 03 декабря 2010 года Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц - сведения о принятии решения о ликвидации указанной некоммерческой организации на основании документов, поступивших из территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации (распоряжение N 1238-Р от 17 ноября 2010 года; уведомление о ликвидации от 16 ноября 2010 года); 13 декабря 2011 года Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (на основании поступившего из территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации решения юридического лица 25 октября 2011 года о прекращении ликвидации).
Изложенное свидетельствует о том, что учредителями Фонда являлись лица, которые в силу закона не могли выступать в качестве учредителей при создании другого юридического лица; Межрегиональная общественная организация "Дальневосточный Союз Суворовцев и Нахимовцев" (ОГРН 1072700002154) утратила правоспособность в связи с ликвидацией, Саратовское региональное общественное движение выпускников Суворовских и Нахимовских военных училищ "ДВИЖЕНИЕ КАДЕТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ОГРН 1076400004031) на момент принятия решения о создании Фонда само находилось в стадии ликвидации, о чем была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем также не могла выступать в качестве учредителя.
При рассмотрении дела ответчик установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о допущенном при создании Фонда грубом нарушении закона, носящем неустранимый характер, не оспаривал, полностью подтвердил их, а также согласился с предъявленным иском о ликвидации Фонда по решению суда.
Принимая во внимание то, что общественные объединения могут создаваться только по инициативе их учредителей на основе принимаемого последними законного решения о создании общественного объединения, а также оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в настоящем деле были грубо нарушены общие требования гражданского законодательства при создании Фонда, учредителями Фонда являлись лица, которые в силу закона не могли выступать в качестве учредителей при создании другого юридического лица в силу приведенных выше обстоятельств; указанные нарушения действующего законодательства при создании Фонда носят неустранимый характер; они, исходя из своей значимости и согласия ответчика с иском, влекут недействительность государственной регистрации Фонда и являются основанием для ликвидации Фонда по решению суда с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
При таких данных, основываясь на конституционно-правовом толковании статьи 30 Конституции Российской Федерации, статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходящих из того, что ликвидация общественной организации не допускается по одному лишь формальному основанию нарушения федерального законодательства, а ответственность за эти нарушения должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванными ими последствиями, учитывая значимость допущенного нарушения закона при создании Фонда "ДОМ КАДЕТОВ" и их неустранимый характер, а также согласие ответчика с заявлением о ликвидации, суд удовлетворяет иск в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве к Фонду поддержки выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов "ДОМ КАДЕТА" о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.
Признать недействительной государственную регистрацию Фонда поддержки выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов "ДОМ КАДЕТА" в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, носящими неустранимый характер.
Ликвидировать некоммерческую организацию Фонд поддержки выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов "ДОМ КАДЕТА" (ОГРН 1117799000505, ИНН/КПП 7730184265/773001001, учетный номер 7714012884) и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через суд, принявший настоящее решение.
Судья Московского
городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.