Судья Аверченко Е.П.
Дело N 7-332
РЕШЕНИЕ
г. Москва 26 января 2015 года
Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородский научно-технический вычислительный центр программных средств вычислительной техники" Фролова О.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2014г., которым Федеральное государственное унитарное предприятие "Нижегородский научно-технический вычислительный центр программных средств вычислительной техники" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КРФоАП и подвергнуто наказанию в виде штрафа в доход государства в размере <***> рублей.
установил:
13 января 2014г. главным инспектором сектора административного производства Инспекции по контролю соблюдения законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия <***> в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Нижегородский научно-технический вычислительный центр программных средств вычислительной техники" (далее ФГУП НТЦ ПС), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13. КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление.
В своей жалобе на данное постановление защитник ФГУП НТЦ ПС просит его отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника лица, привлекаемого к ответственности Фролова О.В., представителей Мосгорнаследия Серебренникову С.А., Чинову М.А., оснований для отмены постановления суда не усматриваю.
Как установлено судом первой инстанции ФГУП НТЦ ПС, являясь пользователем объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных, кон. XIX в. - Административный корпус; Ремесленное училище; 4 жилых корпуса (домики для проживания воспитанников)" по адресу: <***> (далее - Объекты), осуществляя хозяйственное ведение, нарушило требования сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, выразившиеся в проведении работ на Объектах без согласованной Мосгорнаследием разрешительной документации (проведение капитального ремонта помещений, размещение подвесных потолков, пластиковых перегородок с раздвижными дверьми по адресу: <***>; размещение на фасаде здания навесного оборудования - сплит-систем кондиционеров, рекламной продукции в виде баннеров и световой рекламной конструкции, замена столярных заполнений части окон на пластиковые стеклопакеты, возведение двух пристроек в виде капитальных строений по адресу: <***>).
Проектная документация на производство работ на Объектах для согласования в Мосгорнаследие от ФГУП НТЦ ПС не поступала, разрешение на производство работ Мосгорнаследием не выдавалось.
23 октября 2013 г. сотрудником Инспекции по контролю соблюдения законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия <***> по итогам плановой выездной проверки в отношении ФГУП НТЦ ПС составлен акт N<***>.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73 -ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 2 Положения деятельность по сохранению объектов составляют работы по перечню согласно приложению к Положению (далее -Перечень).
Согласно Перечню к работам, составляющим деятельность по сохранению объектов культурного наследия, относятся в том числе приспособление инженерных систем и оборудования, приспособление систем электрообеспечения, ремонт металлических конструкций, ремонт оконных и дверных приборов.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и указанным Законом.
На основании п. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные законом, нормативными правовыми актами и охранными документами, выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В соответствии с п. 4 ст. 33 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 на единичных памятниках истории и культуры и таковых же ансамблевых объектах и вблизи них не допускается размещение оконных маркиз, радио- и спутниковых антенн, размещение продукции рекламного характера, кондиционеров и других малых архитектурно-дизайнерских форм, искажающих целостность восприятия как самих памятников и их территорий, так и силуэта исторической части города (в границах до Камер-Коллежского вала). Любая продукция такого рода, включая фасадные вывески, некратковременного характера (на срок свыше трех дней) на проектной стадии и стадии реализации должна быть согласована с государственным органом охраны памятников. Любые надписи и изображения на фасадах памятников, не предусмотренные согласованными проектно-реставрационными графическими материалами, квалифицируются как нанесение ущерба памятнику.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что ФГУП НТЦ ПС совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ.
Вина юридического лица ФГУП НТЦ ПС в совершении административного правонарушения подтверждается материалами административного дела: актом плановой выездной проверки от 23 октября 2013 г. N <***> с материалами фотофиксации, копиями свидетельств о государственной регистрации права от 11 июня 2013 г. бланки <***>, протоколом опроса <***> от 6 декабря 2013 г., передаточным актом от 15 декабря 2011 г.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КРФоАП, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
В соответствии с нормами п. 9 ст. 18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 8 Закона города Москвы "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры относятся, в том числе, принятие решений о включении выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий в единый государственный реестр в качестве памятников местного значения.
С учетом приведенных норм наличие у спорного объекта статуса выявленного объекта культурного наследия подтверждается распоряжением Правительства Москвы от 26.01.2007 N 108-РП.
Указанное распоряжение не оспорено, не признано незаконным, в установленном порядке не отменено. Доказательства обратного суду не представлены.
Кроме того, в настоящее время указанный объект включен в Реестр объектов культурного наследия, размещенный в свободном доступе на официальном сайте Департамента культурного наследия Москвы. Данная информация является общедоступной.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы на то, что судьей при рассмотрении дела был нарушен срок привлечения к административной ответственности, основан на неверном толковании норм права. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ относится к длящимся, срок привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год и подлежит исчислению в силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ со дня его обнаружения.
Вопреки доводам жалобы, днем обнаружения административного правонарушения следует считать 23 октября 2013г., то есть дату составления акта проверки.
Таким образом, срок привлечения ФГУП НТЦ ПС к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ истекает 23 октября 2014 года.
ФГУП НТЦ ПС вменяется действие в форме не принятия мер по сохранению и содержанию объекта, что влечет за собой ухудшение технического состояния сооружения и повышает угрозу его физического разрушения и полной утраты объекта. Следовательно ФГУП "РТРС" допущены нарушения, которыеносят длящийся характер.
При таких обстоятельствах срок привлечения ФГУП НТЦ ПС к административной ответственности за указанные нарушения не нарушен.
Нормы материального и процессуального права, влекущие отмену постановления, при рассмотрении дела судом нарушены не были.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2014г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.