Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Седых Е.Г., Ишенина Д.С.
при секретаре Зуевой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 05.03.2015 гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к Администрации муниципального образования "Каменский городской округ", Управлению образования муниципального образования "Каменский городской округ", Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Клевакинский детский сад" о возложении обязанности выполнения требований санитарного законодательства,
поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" на решение Каменского районного суда Свердловской области от 28.10.2014.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика Вощиковой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просило возложить обязанность на Администрацию МО "Каменский городской округ", Управление образования МО "Каменский городской округ" в срок до 01.05.2014 устранить нарушения требования санитарного законодательства, в именно: обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений МКДОУ "Клевакинский детский сад", возложить обязанность на МКДОУ "Клевакинский детский сад" в срок до 01.07.2014 устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно выполнить работы по оборудованию теневых навесов для защиты детей от солнца на территории групповой площадки второй младшей группы.
В обоснование исковых требований указано на то, что при проведении проверки МКДОУ "Клевакинский детский сад" были выявлены нарушения санитарного законодательства, в результате вынесено предписание, которое в части установки на территории групповой площадки второй младшей группы теневых навесов для защиты детей от солнца не выполнено.
Истец указывает на то, что несоблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" создает угрозу жизни и здоровья детей.
Решением Каменского районного суда Свердловской области от 28.10.2014 исковые требования удовлетворены. Суд возложил на Администрацию МО "Каменский городской округ" и Управление образования Администрации МО "Каменский городской округ" обязанность обеспечить финансирование мероприятий по выполнению работ по оборудованию теневых навесов на территории групповой площадки второй младшей группы в МКДОУ "Клевакинский детский сад", расположенной по адресу: ... , Каменского района Свердловской области в срок до 01.09.2015. Также возложил обязанность на МКДОУ "Клевакинский детский сад" произвести работы по оборудованию теневых навесов на территории групповой площадки второй младшей группы в МКДОУ "Клевакинский детский сад" в срок до 01.09.2015.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Администрации МО "Каменский городской округ" Белоусов С.А. ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения исковых требований к Администрации МО "Каменский городской округ", полагая, что судом неверно применены нормы материального права. Указывает на то, что главным распорядителем средств местного бюджета является Управление образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ". В соответствии Уставом МКДОУ "Клевакинский детский сад" полномочия Учредителя осуществляет Управление образования, полномочия собственника Комитет по управлению муниципальным имуществом МО "Каменский городской округ". Финансов обеспечение Детского сада осуществляется за счет муниципального бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной Учредителем. Управление образования самостоятельно обращается в Думу МО "Каменский городской округ" при рассмотрении проекта местного бюджета и его утверждении с обоснованием необходимого финансирования. Бюджет утверждается в форме нормативного правового акта представительного органа - Решения Думы. Также на территории округа утверждена программа "развитие системы образования МО "Каменский городской округ" до 2016 года, согласно которой ответственным за исполнение программы является Управление образования. В решении суда имеется ссылка на ч.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая утратила силу.
Представитель ответчика Администрации МО "Каменский городской округ" Вощикова И.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивала.
В заседание судебной коллегии представитель истца, представители ответчиков Управления образования Администрации МО "Каменский городской округ", МКДОУ "Клевакинский детский сад", не явились. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 05.03.2015, определением от 30.01.2015, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено сторонам простым письмом 30.01.2015.
Представитель Управления образования Администрации МО "Каменский городской округ" представил в суд отзыв, в соответствии с которым просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причин неявки, представитель истца и представитель ответчика МКДОУ "Клевакинский детский сад" не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Проведенной истцом проверкой установлено нарушение МКДОУ "Клевакинский детский сад" санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитанию и обучению, а именно: на территории групповой площадки младшей группы отсутствуют теневые навесы.
В связи с этим учреждению было выдано предписание об их устранении, однако в результате проведения проверки было установлено, что учреждение не выполнило предписание в части устройства на территории групповых площадок для защиты детей от солнца и осадков теневых навесов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.
В соответствии с Уставом МКДОУ "Клевакинский детский сад" учредителем и собственником имущества МКДОУ "Клевакинский детский сад" является муниципальное образование "Каменский городской округ". Полномочия учредителя Детского сада осуществляет Управление образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ", полномочия собственника имущества МКДОУ "Клевакинский детский сад" осуществляет орган по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Каменский городской округ". Финансовое обеспечение детского сада осуществляется за счет средств муниципального бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной Учредителем. Детский сад отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества в лице главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с п. п. 3, 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Удовлетворяя иск в части возложения на Управление образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" и муниципального образования "Каменский городской округ" обязанности обеспечить финансирование мероприятий по выполнению работ по оборудованию теневых навесов на территории групповой площадки второй младшей группы в МКДОУ "Клевакинский детский сад" в срок до 01.09.2015, суд исходил из того, что в соответствии с Уставом учредителем и главным распорядителем средств является Управление образования, а собственником имущества - муниципальное образование, следовательно, вопросы финансирования образовательного учреждения, которое относится к казенным учреждениям, находятся в их компетенции.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" в основном сводятся к тому, что Администрация надлежащим ответчиком по делу не является, тем не менее, как указанно выше, МКДОУ "Клевакинский детский сад" является муниципальным казенным учреждением, собственником имущества которого является муниципальное образование "Каменский городской округ".
В силу п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд применил утратившую силу норму ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, на правильность выводов, изложенных в решении, не влияет в связи с тем, что ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет подобное содержание.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, подробно изложенных в мотивировочной части решения.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каменского районного суда Свердловской области от 28.10.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: Д.С. Ишенин
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.