Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Седых Е.Г., Ишенина Д.С.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Л.И., Вершининой Е.И., Дьячковой В.И., Коновалова В.И., Овчинниковой Т.К. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики по г. Каменску - Уральскому и Каменскому району, Министерству финансов Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области о признании действий должностного лица незаконными, признании решений государственного органа незаконными, признании предоставленной информации заведомо недостоверной, об обязании совершения действий и о взыскании убытков по апелляционной жалобе истцов и апелляционной жалобе представителя Управления социальной политики по г.Каменску-Уральскому и Каменскому району Щевелевой О.И. на решение Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 21 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеевой Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району, Министерству социальной политики Свердловской области о признании действия должностного лица незаконным, признании решения УСП N от ( / / ) незаконным, признании предоставленной начальником УСП Щевелевой О.И. информации от ( / / ) и ( / / ) об отсутствии права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров заведомо недостоверной, несоответствующей действующему законодательству, об обязании начальника УСП Щевелевой О.И. предоставить письменно информацию об имеющемся у нее праве на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п. 13 ст. 14 в соответствии с ч.4 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", взыскании с Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области убытков в сумме ( / / ) коп., причиненных незаконными действиями должностного лица. Решение суда в этой части обратить к немедленному исполнению.
Вершининой Е.И., Дьячковой В.И., Овчинниковой Т.К. обратились в суд с аналогичными исками. При этом просили взыскать: Вершининой Е.И. - ( / / ) коп., Дьячковой В.И. - ( / / ) коп., полагали, что они как члены семьи умершего инвалида имеют право на льготы, предусмотренные законом. Просили также взыскать с Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу каждого судебные расходы в размере ( / / ) руб.
Коновалова В.И. просил обязать ответчика предоставить ему: список должностных лиц, наделенных полномочиями по принятию решения о назначении (либо отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственного пайка и копии Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению этой компенсации.
Решением Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от ( / / ) признано незаконным решение N Управления социальной политики по ... - Уральскому и ... от ( / / ) об отказе в назначении и выплате Алексеевой Л.И. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Признано незаконным решение N Управления социальной политики по ... - Уральскому и ... от ( / / ) об отказе в назначении и выплате Вершининой Е.И. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Признано незаконным решение N Управления социальной политики по ... - Уральскому и ... от ( / / ) об отказе в назначении и выплате Дьячковой В.И. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В удовлетворении остальных требований Алексеевой Л.И., Вершининой Е.И., Дьячковой В.И., Коновалова В.И., Овчинниковой Т.К. отказано. Уплаченные истцами госпошлины им возвращены.
Алексеевой Л.И., Вершининой Е.И., Дьячковой В.И., Коновалова В.И., Овчинниковой Т.К. с решением суда не согласились, в апелляционной жалобе просят его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что заявляли требование о признании представленной начальником ТОИОГВ Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и ... Щевелевой О.И. информацию об отсутствии права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров заведомо недостоверной, несоответствующей действующему законодательству. При этом истцы подтвердили факт наличия у них права на получение компенсации и факт обращения к ответчику, а также отказ в назначении денежной компенсации, однако суд, признав решения в назначении выплат незаконным, в нарушение требований ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, фактически не рассмотрел заявленные требования по существу. Также суд вышел за пределы заявленных требований, разрешив вопрос о праве истцов на обращение в государственные органы об их деятельности. Суд не применил положения ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истцы просили обязать ответчика в течение трех дней предоставить им информацию об имеющемся у них праве на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации. Также суд не применил положения ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и не взыскал в пользу истцов убытки (неполученные доходы), то есть суммы, которые они могли бы получить при обычных условиях (при назначении компенсации).
Представитель Управления социальной политики по ... и ... Щевелевой О.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. Указывает, что признав решения незаконными, суд не восстановил нарушенное право истцов, не назначив выплаты.
В апелляционной инстанции представитель ТОИОГВ "Управление социальной политики по ... и ... " поддержала доводы апелляционной жалобы Управления и возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истцов.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены: Алексеевой Л.И., Вершининой Е.И., Коновалова В.И., Овчинникова Т.К. - телефонограммами, Дьячковой В.И. - письменно. Сведения о назначении дела к слушанию опубликованы на официальном сайте Свердловского областного суда. О причинах неявки суду не сообщили. На основании п. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истцов.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Алексеевой Л.И. состояла в зарегистрированном браке с ( / / ) инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ( / / ) умер ( / / ). При жизни ( / / ). ответчиком осуществлялись выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
( / / ) Алексеевой Л.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением ответчика УСП N от ( / / ) истцу отказано в назначении и выплате данной компенсации.
Вершининой Е.И. состояла в зарегистрированном браке с ( / / )., инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ( / / ). умер ( / / ).
При жизни ( / / ).
ответчиком осуществлялись выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
( / / ) Вершининой Е.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением ответчика УСП N от ( / / ) истцу отказано в назначении и выплате данной компенсации.
Дьячковой В.И. состояла в зарегистрированном браке с ( / / ) инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ( / / ) умер ( / / ). При жизни ( / / )
ответчиком осуществлялись выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретении продовольственных товаров.
( / / ) Дьячковой В.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением ответчика УСП N от ( / / ) истцу отказано в назначении и выплате данной компенсации.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона (инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста.
Частью 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 2, 3, 7, 8, 12 - 15 ч. 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Таким образом, законом предусмотрено распространение мер социальной поддержки в виде компенсации на приобретение продовольственных товаров на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Из буквального толкования этой нормы следует, что семьи умерших инвалидов имеют право на получение такой компенсации, если на самого инвалида при его жизни распространялась эта мера поддержки. Лица, прямо указанные в п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (сам чернобылец и его дети, не достигшие 14 лет), являются самостоятельными получателями выплаты. Вместе с тем, ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как раз и распространяет меры поддержки, получаемые при жизни чернобыльцем, и на иных членов его семьи после его смерти. Указанная норма не содержит каких-либо ограничений относительно того, что на данные меры после смерти чернобыльца имеют право только те члены семьи, которые ранее самостоятельно получали эту льготу.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 751 были внесены изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 1 названных Правил предусмотрены выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании приведенных изменений действующего законодательства право на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникает у данной категории граждан, а в данном случае - вдов, и названная компенсация назначается в порядке, установленным действующими Правилами.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу о том, что вышеуказанные решения ответчика УСП об отказе в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров являются незаконными, о чем и указал, как в мотивировочной, так и в резолютивной части решения.
Доводы жалобы о том, что истцы заявляли требование о признании представленной начальником ТОИОГВ Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и ... Щевелевой О.И. информацию об отсутствии права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров заведомо недостоверной, несоответствующей действующему законодательству, вместе с тем, суд не разрешил заявленные истцом требования по существу, признав решения ответчика незаконными, судебная коллегия считает несостоятельными.
Разрешая требования в указанной части, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, исходя из того, что закон не возлагает на УСП обязанность предоставления письменной информации об имеющемся у них праве на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п. 13 ст. 14 в соответствии с ч.4 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обоснованно указал, что не согласие истцов с ответами должностного лица, не создает препятствия к осуществлению их прав и свобод путем обращения в суд и не возлагает на них незаконно какие-либо обязанности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований о признании действий должностного лица незаконными, предоставленной информации начальником УСП - заведомо недостоверной, обязании предоставить достоверную информацию.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными и основанными на нормах закона.
Кроме того, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия, не находит оснований для отмены решения суда в связи с доводами жалобы о том, что Овчинниковой Т.К. была лишена права на самостоятельный выбор получения денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров предусмотренной п. 13 ст. 14 в соответствии с ч.4 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как члену семьи умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо по уже имеющему основанию, установленному статьей 6 Федерального Закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", как эвакуированной из населенного пункта подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО "Маяк", а также о праве на иные льготы и компенсации, из перечня указанных в ч.4 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.
При этом судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, что обращаясь с требованиями о предоставлении истцам информации о имеющемся у них праве на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, требований о возложении обязанности признать за ними право на такую выплату и обязании назначить и выплачивать ее истцы не заявляли. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд рассмотрел требования истцов на получение денежной компенсации и не указал о назначении выплат, являются несостоятельными. Суд разрешил требования в пределах заявленных (ст. 196 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Положения об УСП, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N1164-ПП от 07 ноября 2008 года Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения на территории города Каменска-Уральского и Каменского района. В Положении указаны функции Управления.
Коновалова В.И. просил суд обязать УСП предоставить список должностных лиц УСП, наделенных полномочиями по принятию решения о назначении (либо об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п.13 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности этих лиц и копии (текста) нормативного правового акта - Административный регламент предоставления государственной услуги.
Учитывая, что в силу вышеуказанных правовых норм в полномочия УСП входят вопросы о принятии решения о назначении либо об отказе в назначении пособий и компенсаций, обращение за предоставлением которых федеральным законодательством и законодательством ... предусмотрено в органы социальной защиты населения, организует осуществление их выплаты, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Коновалова В.И.
Доводы жалобы о необоснованности отказа в удовлетворении требований о взыскании с Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу истцов убытков, причиненных незаконными действиями должностного лица, также не могут служить основанием для отмены решения.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При подаче искового заявления в суд истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина уплачена ими излишне и подлежит возврату на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, ошибочное толкование закона, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает дополнить резолютивную часть решения указанием на право истцов на получение компенсации продовольственного пайка.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 21 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов и Управления социальной политики по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Свердловской области - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения: признать право Алексеевой Л.И., Вершининой Е.И., Дьячковой В.И., Овчинниковой Т.К. на получение денежной компенсации на приобретение продовольственного пайка в соответствии с п. 13 ст. 14 Закона Российской Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району назначить истцам указанную компенсацию с момента обращения с соответствующим заявлением.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: Е.Г. Седых
Д.С. Ишенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.