Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Константиновой О.В.,
судей
Деменевой Л.С.,
Лимоновой Л.Ф.
при секретаре Королевой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Туринского района, действующего в интересах Масюкова Михаила Сергеевича, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району - Прибавкиной И.В. на решение Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2014.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., возражения представителя прокурора Туринского района - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Даниловой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Туринского района, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с указанным иском в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Масюкова М.С., родившегося 23.10.1986. В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной проверки на основании обращения Масюкова М.С. было установлено, что решением Туринского районного суда от 14.04.1999 мать Масюкова М.С. - ( / / )10 лишена родительских прав, отец истца юридически отсутствует. В соответствии с приказом Управления социальной политики по Туринскому району от 05.03.2013 N 53-ОП Масюков М.С. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. В ходе проверки установлено, что Масюкову М.С. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, в собственности жилых помещений не имеет. Жилье специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета на момент проведения проверки истцу не предоставлено. На основании изложенного, просил возложить на ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" обязанность по приобретению жилого помещения для Масюкова М.С. и подготовке договора найма специализированного жилого помещения с Масюковым М.С. и направить его для подписания в Управление социальной политики Министерства социальной политики по Туринскому району; на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области; на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность распределить приобретенное жилое помещение специализированного жилого фонда Масюкову М.С.; на Управление социальной политики Министерства социальной политики по Туринскому району известить Масюкова М.С. о поступлении договора, подготовленного ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", направив его в пятидневный срок после подписания Масюковым М.С. в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства".
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2014 исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах Масюкова М.С., удовлетворены. На ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" возложена обязанность по приобретению жилого помещения для Масюкова М.С. за счет средств субъекта Российской Федерации "Свердловская область", а также подготовке договора найма специализированного жилого помещения с Масюковым М.С. и направлению его для подписания в Управление социальной политики Министерства социальной политики СО по Туринскому району. На Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность зачислить приобретенное жилое помещение для Масюкова М.С. в специализированный жилищный фонд Свердловской области. На Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность распределить приобретенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Масюкову М.С. На управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району возложена обязанность известить Масюкова М.С. о поступлении договора, подготовленного ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", направив его в пятидневный срок после подписания Масюковым М.С. в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства".
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району - Прибавкина И.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части возложения на Управление обязанности извещения Масюкова М.С. о поступлении договора и направления его в пятидневный срок после подписания в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства". В обоснование апелляционной жалобы указывает, что договор найма специализированного жилого помещения с Масюковым М.С. на исполнение в Управление не направлялся, следовательно, каких-либо нарушений прав истца со стороны Управления судом установлено не было. На Министерство социальной политики Свердловской области возложено полномочие только по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а на управления социальной политики возложен учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Следовательно, Управление социальной политики по Туринскому району не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Туринского района просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что оснований для отмены решения не имеется, поскольку судом на Управление обоснованно возложена обязанность обеспечить подписание соответствующего договора и вернуть его в ГКУ "Фонд жилищного строительства" в установленный срок. Десятидневный срок для уведомления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является разумным. Отсутствие регламентированного Порядком срока для уведомления детей-сирот может привести к затягиванию процесса заключения договора с указанными лицами и нарушению их прав.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора Туринского района - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Данилова А.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представителя ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району - Прибавкиной И.В. назначено на 24.03.2015 определением от 25.02.2015, лица, участвующие в деле, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела 25.02.2015. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством публикации соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Масюкова М.С., представителей ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Масюков М.С., родившийся ( / / ), относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - ( / / )2 решением Туринского районного суда от ( / / ) лишена родительских прав. Отец истца юридически отсутствует.
На основании Распоряжения Главы муниципального образования Туринский район от 12.11.2003 N 1045-А несовершеннолетний Масюков М.С. определен в Детский социально-реабилитационный центр.
На основании Приказа Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району от 05.03.2013 N 53-ОП Масюков М.С. принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Как следует из объяснений истца и не оспаривается сторонами, Масюков М.С. в настоящий момент регистрации по месту жительства на имеет, проживает по адресу: ...
Согласно сведениям СОГУП "Областной государственной Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости Свердловской области" отдела "Туринское БТИ" от 12.11.2014 N 262, Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.11.2014 у Масюкова М.С. не имеется прав на объекты недвижимого имущества Свердловской области.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд пришел к выводу, что у Масюкова М.С. возникло право на получение жилья из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Суд исходил из того, что жилье за счет средств областного бюджета на момент вынесения решения истцу не предоставлено, факт неисполнения обязанности по обеспечению жильем Масюкова М.С., относящегося к особой категории, достигшего совершеннолетия, ответчиками не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Оспаривая законность постановленного решения в части возложения на Управление обязанности извещения Масюкова М.С. о поступлении договора и направления его в пятидневный срок после подписания в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", представитель Управления ссылается на отсутствие направленного в их адрес договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с истцом.
Согласно п. 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО "Фонд жилищного строительства".
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Таким образом, указанным постановлением определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь указанной правовой нормой, суд обоснованно пришел к выводу о том, что на ТОИОГВ СО - УСП МСП по Туринскому району лежит обязанность после получения договора найма специализированных жилых помещений из ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" обеспечить его подписание с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возвратить обратно в Фонд. Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено.
Доводы Управления социальной политики по Туринскому району о том, что поскольку договор найма специализированного жилого помещения ответчику не направлялся и выполнить функцию подписания договора невозможно, то у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, не свидетельствуют об ошибочности решения суда, поскольку возложенная судом обязанность должна быть исполнена Управлением после получения из ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" договора найма специализированного жилого помещения.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого решения довод апелляционной жалобы о том, что Управление социальной политики по Туринскому району не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений, поскольку на ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району возложена только та обязанность, которая предусмотрена для данного органа государственной власти.
Иными лицами, по иным мотивам решение суда не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району - Прибавкиной И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Константинова О.В.
Судьи: Деменева Л.С.
Лимонова Л.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.