Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Седых Е.Г., Ишенина Д.С.,
при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности создать официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
поступившее по апелляционному представлению истца на решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 03.12.2014.
Заслушав доклад судьи Ишенина Д.С., объяснения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Каменска-Уральского обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что в нарушение действующего законодательства ответчик как орган местного самоуправления не создал в установленном порядке свой официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Соответственно, информация о его деятельности в сети "Интернет" не размещена надлежащим образом. Техническая возможность создания официального сайта у органа местного самоуправления имеется. То обстоятельство, что информация о деятельности органа местного самоуправления размещена в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации г.Каменска-Уральского (http://old.kamensk-uralskiy.ru) не освобождает ответчика от создания собственного официального сайта, как это предусмотрено соответствующими нормами.
Прокурор просил суд признать бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по созданию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта органа местного самоуправления и непринятии мер по его созданию, незаконным; обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по созданию официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разместить на официальном сайте информацию о своей деятельности.
Представитель ответчика - Сергеева О.А. - требования прокурора не признала, указав, что со стороны ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" соблюдаются требования действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Вся предусмотренная законом информация о деятельности ОМС размещается на официальном портале города Каменска-Уральского. Требования, предъявляемые к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления ответчик не нарушает.
Синарским районным судом города Каменска-Уральского Свердловской области 03.12.2014 постановлено решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
С таким решением истец не согласился, в апелляционном представлении и в суде апелляционной инстанции в лице прокурора Гавриной Ю.В. просит постановление суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Ответчик, представивший письменные возражения относительно апелляционного представления, в суд апелляционной инстанции не явился, был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановляя оспариваемое решение, суд установил, что согласно положениям ст. 20, 31 Устава муниципального образования "город Каменск-Уральский", утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы N 148 от 22.02.2006 года, ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования, осуществляет управленческие функции в соответствии с Положением о нем, утверждаемым Городской Думой, и обладает правами юридического лица.
ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" не создан официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вся необходимая информация размещается ответчиком на официальном сайте Администрации города Каменска-Уральского, на которой создана соответствующая страничка ответчика.
При этом судом установлено, что на основании договора ( / / ) от 21.09.2006, заключенного Администрацией города Каменска-Уральского с ООО "Компьютер Сервис Консалтинг", исполнителем произведены работы по разработке дизайна и программного обеспечения сайта города Каменск-Уральский (www.kamensk-uralskiy.ru).
Постановлением Главы города Каменска-Уральского N 1784 от 13.11.2006 решено ввести в эксплуатацию Web-портал города Каменска-Уральского в срок до 1.01.2007.
В соответствии с постановлением главы города Каменска-Уральского N 16 от 11.01.2007 разработанный Web-портал kamensk-uralskiy.ru назначен официальным сайтом муниципального образования города Каменск-Уральский. Владельцем доменного имени kamensk-uralskiy.ru является Администрация города Каменска-Уральского.
Администрацией города Каменска-Уральского принято постановление N 1289 от 03.12.2009, которым утвержден Перечень информации, размещаемой в сети Интернет, о деятельности всех органов местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский, в том числе и ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского". Данным перечнем также предусмотрены требования относительно периодичности предоставления соответствующей информации и сроки ее обновления. Согласно п. 3.2 Постановления на органы местного самоуправления МО "город Каменск-Уральский" возложена обязанность по обеспечению представления в отдел информатики и вычислительной техники администрации города Каменска-Уральского обновленной информации о деятельности соответствующего органа местного самоуправления в электронном виде в сроки, определенные в Перечне. В свою очередь, ответчиком назначено ответственное лицо, на которое возложена обязанность по своевременному предоставлению в отдел информатики и вычислительной техники администрации города Каменска-Уральского информации о деятельности ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Действительность доводов представителя ответчика о размещении на официальном сайте муниципального образования город Каменск-Уральский информации о деятельности ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" нашла свое подтверждение в судебном заседании. Так из представленных в дело скриншотов страниц сайта kamensk-uralskiy.ru, который в своем составе имеет директорию "местное самоуправление", содержащую ссылки для перехода на страницы органов местного самоуправления муниципального образования города Каменска-Уральского, в том числе Комитета по управлению имуществом г. Каменска-Уральского. Соответствующая страничка ответчика содержит в себе информацию, соответствующую перечню, предусмотренному ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в том числе с указанием адресов электронной почты ответчика, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
При этом суд признал, что размещение всеми органами местного самоуправления одного муниципального образования на официальном сайте города информации о своей деятельности не противоречит положениям действующего законодательства, не влечет нарушения прав граждан на доступ к данной информации. Такой принцип размещения информации даже может быть признан более удобным для граждан.
Суд пришел к выводу, что ответчиком предпринимаются необходимые меры по разрешению вопроса о размещении на официальном сайте информации о деятельности ОМС. Указанное нельзя расценить как незаконное бездействие ответчика, а истцом не представлено достоверных, достаточных доказательств, которые свидетельствуют о формальном подходе ответчика к исполнению обязанности по обеспечению доступности информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте муниципального образования город Каменск-Уральский. Также суду не представлено доказательств, подтверждающих, что размещенная ответчиком на официальном сайте муниципального образования информация не соответствует перечню информации о деятельности органов местного самоуправления, утвержденному в предусмотренном законом порядке.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 названного закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети "Интернет". Полнота имеющейся на сайте Администрации информации указанной норме явно не соответствует.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе отсутствие финансового, кадрового обеспечения, или других возможностей не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети "Интернет" и по обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.
Из материалов дела следует, что официальный сайт ответчиком как ОМС не создан, техническая возможность создания официального сайта в сети "Интернет" у ответчика имеется, а доказательств обратного в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации им не представлено. Таким образом, заявленные прокурором исковые требования необоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы ответчика о том, что основные сведения о деятельности ОМС размещены на сайте Администрации не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют об исполнении ответчиком возложенной на него законом обязанности.
Доводы о том, что информация о деятельности ОМС обеспечивается именно таким способом, в связи с чем право на доступ к информации не нарушено, несостоятельны, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность ОМС создать именно официальный сайт, то есть в определенной степени идентифицированный с ответчиком, а не муниципальным образованием в целом.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований на основании ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с постановлением нового решения - об удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 03.12.2014 отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности создать официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" удовлетворить.
Признать бездействие органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского", выразившееся в неисполнении обязанности по созданию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта органа местного самоуправления и непринятии мер по его созданию, незаконным.
Обязать орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" в течение двух месяцев совершить действия по созданию официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разместить на официальном сайте информацию о своей деятельности.
Взыскать с органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" государственную пошлину в размере 350 руб. в доход местного бюджета.
Председательствующий:
Т.И. Ковалева
Судьи:
Е.Г. Седых
Д.С. Ишенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.