Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Кунгурцевой И.В., Фёдоровой Л.Н.
с участием прокурора Бобылёвой О.А.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации г. Лесозаводского городского округа Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе представителя администрации Лесозаводского городского округа - Наталюк Н.В. на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 10 декабря 2014 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию Лесозаводского городского округа Приморского края возложена обязанность организовать работы по замене участка тепловых сетей от ТК 58 (пересечение дорог "адрес" до ТК 59 (у "адрес") в г.Лесозаводске Приморского края, в срок до 15 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., заключение прокурора Бобылевой О.А., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Лесозаводского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа по не проведению работ по замене участка тепловых сетей от ТК 58 ( "адрес") до ТК 59 ( "адрес" г. Лесозаводска и обязать администрацию Лесозаводского городского округа организовать работы по замене участка тепловых сетей от ТК 58 ( "адрес" до ТК 59 ( "адрес" г. Лесозаводска в срок до 17 сентября 2015 года.
В обоснование искового заявления прокурор указал, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлено что тепловые сети от ТК 58 ( "адрес") до ТК 59 (в "адрес"") г. Лесозаводска являются ветхими и нуждаются в замене.
В соответствии с информацией, предоставленной филиалом "Лесозаводский" КГУП "Примтеплоэнерго" подземный участок тепловой сети от ТК 58 ( "адрес") до ТК 59 (в "адрес"") г. Лесозаводска имеет коррозионный износ трубопровода 85 %, трубопровод на данном участке изношен: 100 %, разрушена изоляция в результате замокания от порывов теплосетей и подтопления ливневыми водами, имели место два порыва трубопровода, что свидетельствует о необходимости замены трубы по подаче и обратному трубопроводу. Указанный участок тепловых сетей является муниципальной собственностью администрации Лесозаводского городского округа, что подтверждается договором аренды муниципального имущества от 1 июня 2012 N 03-44/0035-12 и договором аренды муниципального имущества от 26 мая 2014 N 10, в соответствии с которым администрацией Лесозаводского городского округа КГУП "Примтеплоэнерго" в аренду передано муниципальное имущество в соответствии с Приложением N 1 договора аренды N 03-44/0035-12, в том числе подземные участки тепловых сетей котельной N 1 протяженностью 20541, 1 п.м., Приложением N 1 договора аренды N 10, в том числе подземные участки тепловых сетей котельной N 1 протяженностью 33030, 965 п.м.
В силу требований п.п. 3,4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, а также ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация городского округа как собственник несет бремя содержания принадлежащего ей имущества, в связи с чем обязанности по замене указанного участка тепловых сетей должны быть возложены на администрацию Лесозаводского городского округа. Кроме этого, в силу п. 2.2.4 договора аренды муниципального имущества N 03-44/0035-12 КГУП "Примтеплоэнерго" приняло на себя обязательства по проведению текущего ремонта арендованного имущества, а также по проведению капитального ремонта на сумму ... рублей в объеме, согласованном в ремонтной программе, в силу п. 2.2.4 договора аренды муниципального имущества N 10 на сумму ... рублей в объеме, согласованном в ремонтной программе.
Между тем, в ремонтную программу филиала "Лесозаводский" КГУП "Примтеплоэнерго", проведение работ по замене участка тепловых сетей котельной N 1 от ТК 58 ( "адрес") до ТК 59 ( "адрес"") г. Лесозаводск не включено. Поскольку работы по замене участка тепловой сети от ТК 58 ( "адрес") до ТК 59 (в "адрес"") г. Лесозаводск относятся к капитальному ремонту, не включенному в ремонтную программу КГУП "Примтеплоэнерго", обязанность по их проведению возлагается на собственника имущества - администрацию Лесозаводского городского округа.
В судебном заседании прокурор изменил исковые требования, просил обязать администрацию Лесозаводского городского округа организовать работы по замене участка тепловых сетей ТК 58 ( "адрес") до ТК 59 ( "адрес") г. Лесозаводск в срок до 15 августа 2015 года.
Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 10 декабря 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением представитель администрации Лесозаводского городского округа - Наталюк Н.В. направила апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда. Считает, что решение является незаконным и необоснованным. Полагает, что администрация Лесозаводского городского округа является ненадлежащим ответчиком, а бремя содержания и ремонта лежит на КУГП "Примтеплоэнерго".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против отмены решения суда.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании исследованных доказательств судом установлен факт нахождения тепловых сетей на указанных участках в г. Лесозаводске в ветхом состоянии. Так, тепловые сети на указанном участке имеют коррозионный износ, частичное разрушение отдельных составляющих частей. Кроме того, имеется разрушение теплоизоляционного и покрывного слоя.
В результате обследования тепловых сетей на указанном участке комиссией, состоящей из представителей органа местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжающей организации, а также инженера, была установлена необходимость в проведении капитального ремонта тепловых сетей.
В соответствии с договором аренды от 01 июня 2012 года Управление имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа (арендодатель) предоставило КГУП "Примтеплоэнерго" (арендатор) во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество для выполнения функций теплоснабжения. В перечень переданного имущества вошёл спорный участок сети теплоснабжения.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О теплоснабжении" (далее ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в частности организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Поскольку непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене спорного участка тепловых сетей может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечёт нарушение прав неопределённого круга лиц - жителей г. Лесозаводска в жилищно-коммунальной сфере и поставит под угрозу их жизнь и здоровье, суд правомерно признал бездействие администрации Лесозаводского городского округа, как собственника имущества, по неорганизации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей незаконным.
Возлагая обязанность по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей на администрацию городского округа, суд исходил из того, что администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделённая полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работу уполномоченных лиц в целях защиты прав неопределённого круга лиц - жителей Лесозаводского городского округа на получение надлежащего и соответствующего нормам СНиП теплоснабжения.
Выводы суда согласуются с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ, предусматривающими, что к вопросам местного значения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Применив действующее законодательство, суд правомерно возложил обязанность по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей на администрацию городского округа.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Лесозаводского городского округа является ненадлежащим ответчиком, на законе не основан в силу вышеприведённого.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что постановлением администрации Лесозаводского городского округа от 13.09.2013 N 1235 "Об утверждении муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие системы газоснабжения в Лесозаводском городском округе" на 2014-2017 годы", предусмотрены мероприятия по проведению капитального ремонта тепловых сетей г. Лесозаводска за счет долевого участия местного и краевого бюджетов - на правильность выводов суда не влияет.
На день принятия судом решения исследованными доказательствами подтверждён факт нахождения тепловых сетей в ветхом, неисправном состоянии, тогда как доказательств, свидетельствующих о принятии органом местного самоуправления достаточных и эффективных мер к устранению выявленных недостатков, стороной ответчика не представлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что возложение на орган местного самоуправления обязанности по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей в срок до 15.08.2015, повлечёт дополнительные расходы бюджета городского округа, не является обстоятельством, влекущим освобождение органа местного самоуправления от возложенной судом обязанности.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 10 декабря 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.